«Золотой мяч»-2001 – великий развод: дали Оуэну, хотя Рауль был лучше во всем | статьи на re-travel

Сборная Англии по футболу премьер-лига Англия Золотой мяч Ла Лига Лига чемпионов УЕФА Майкл Оуэн Рауль Реал Мадрид Ливерпуль Футбол

В июле France Football объявил, что не будет вручать «Золотой мяч» по итогам 2020 года. Решение французского издания сразу показалось нам провальным – несмотря на пандемию коронавируса, сезон в итоге доиграли, но его герой теперь останется без главной индивидуальной награды в футболе. Максимально подробно эту ситуацию уже разобрал Вадим Лукомский.

Поэтому мы сделали свой «Золотой мяч». Это ваш шанс выбрать лучшего футболиста 2020 года – например, проголосовать за Роберта Левандовского, который сделал с «Баварией» требл и стал лучшим бомбардиром Бундеслиги. Или Неймара, наконец-то затащившего «ПСЖ» в финал Лиги чемпионов. Или кого-то из игроков «Ливерпуля», прикончивших доминирование «Ман Сити» в АПЛ. Ну или Месси с Роналду – они по-прежнему великие.

Игра устроена суперпросто: мы показываем случайные пары претендентов на «Золотой мяч», вы выбираете лучшего из пары. После нескольких раундов система определяет вашего фаворита – завершите голосование и узнаете результат. Приняв участие в конкурсе, можно не только восстановить справедливость в футболе, но и выиграть 100 000 рублей от Parimatch (правила – на странице конкурса). А после завершения конкурса мы наградим футболиста, который соберет больше всего голосов – нарисуем граффити с его лицом в его родном городе.

А еще в рамках проекта мы рассказываем красивые истории о «Золотых мячах» прошлого. Сегодня – о том, как легенду «Реала» прокатили ради юного форварда «Ливерпуля».

***

Фернандо Йерро как-то сказал, что для «Золотого мяча» нужно продавать себя. Следующему капитану «Реала» не хватило именно этого. У Рауля не было качества, определяющего игру. Он во всем был хорош и ни в чем не был лучшим.

«Он удивлял всех, кроме себя, – говорил тренер «Реала» Анхель Каппа. – Рауль плохо укрывал мяч, косячил в дриблинге, не умел играть головой, плохо бил… но раздавался стартовый свисток, и Рауль хорошо укрывал мяч, великолепно обыгрывал, выигрывал воздух, забивал тысячей разных ударов. Он вдруг становился идеалом. Вот почему Рауль уникален».

Был год, когда испанцу принадлежал «Золотой мяч». То, как его прокатили – одна из самых больших несправедливостей в истории награды.

2001-й – лучший год в карьере Рауля. Он был лучшим бомбардиром во всех турнирах

Рауль вошел в сезон одним из главных нападающих планеты. Перес уже начал эпоху «галактикос», но еще не стащил с рынка все блестящее – и Рауль оставался почти что главной звездой «Реала». В 4-2-3-1 он играл либо завершителя, либо десятку, но в обоих случаях очень вольно интерпретировал роль и больше напоминал второго форварда. Он никогда не застаивался в одной зоне – и потому казался неуловимым.

«Рауль – колосс, потому что шикарно делает именно то, что больше всего ненавидят защитники: пропадает из атаки и в нужный момент возвращается. Благодаря этому у «Реала» есть одновременно полузащитник и нападающий, – описывал Хорхе Вальдано. – К тому же он постоянно совершенствуется. Он настолько упростил собственный стиль, что однажды совершит революцию: заиграет не в одно или два, а всего лишь в полкасания».

При этом его движение никогда не было эгоистичным – даже если Анри говорил, что в голове Рауля только голы. Испанец уходил в глубину, часто появлялся слева и иногда справа, менялся позициями и вдруг врывался в штрафную. На радарах защитников он появлялся только чтобы увести из зоны: они накрывали его, думая, что наконец словили, а в это время рядом забивал Фигу или Морьентес. Раулю не нужен был партнер, чтобы найти пространство – он сам создавал его и для себя, и для напарников.

«Рауль – один из моих любимых игроков, – восхищался Алекс Фергюсон в интервью Planet Football. – Я всегда предпочитал нападающих, которые много двигаются и работают с пространством – как Кантона в «МЮ». Рауль делает для «Реала» то же самое. У него выдающийся футбольный интеллект. Он думает так быстро, что компенсирует нехватку скорости».

Слева носился Макманаман, взрывался Роберто Карлос, справа творил Фигу – «Реал» боролся за титул и начал 2001-й жаркой гонкой с «Валенсией» и «Депортиво». Когда сезон закончился, все они были далеко позади. Рауль был одним из тех, кто сделал разницу: дважды остановил «Валенсию», сделал дубль в ворота «Барсы» и забивал почти всегда, когда у клуба были проблемы. Он стал лучшим бомбардиром Ла Лиги, ни разу не исполнив пенальти – фантастического чутья и движения хватило, чтобы забить 24 и превзойти остальных.

В Лиге чемпионов «Реал» прошел не так гладко. Мечта о втором кубке подряд разбилась о «Баварию» в полуфинале. Но «Мадриду» повезло зайти так далеко – команда буксовала задолго до главных матчей. Это Рауль вытащил ее в полуфинал, потопив «Галатасарай» дублем после неожиданного поражения в гостях. На второй групповой стадии он на пару с Фигу вынес «Лидс» и спас «Реал» от слива с «Лацио». Как и дома, он стал лучшим бомбардиром турнира.

Рауль закончил сезон-2000/01 лучшим с двумя трофеями и полуфиналом ЛЧ. Он стал главным бомбардиром Примеры и Лиги чемпионов и лучшим нападающим года по версии УЕФА. Никогда больше он не забивал столько – 32 гола в 50 матчах. У него был всего один конкурент.

Оуэн выиграл Кубок УЕФА и все домашние кубки, но забивал меньше Рауля

Примерно в то же время, как Рауль обреченно бился в полуфинале ЛЧ, Оуэн побеждал в Кубке УЕФА. Перестрелка с «Алавесом» в финале стала легендой: «Ливерпуль» выходил вперед, испанцы сравнивали – и так до тех пор, пока счет не стал 4:4, а часы не отмерили все полтора часа. В дополнительное время «Алавес» забил пятый, но почему-то в свои – и «Ливерпуль» выиграл.

Это был первый еврокубок команды за 17 лет, и Оуэна считали главной причиной перемен. Золотой мальчик был одной из ярчайших стартовых вспышек в истории игры. В те времена британский типаж центрфорварда еще схватывался описанием штанги – несбиваемый, тяжелый, с непредсказуемым отскоком, – и 175-сантиметровый шкет с мягким первым касанием свел англичан с ума.

Но скорость определяла его больше техники и чутья. Оуэн рвал с места так мощно, что судьи ошибались с офсайдом – сложно было поверить, что можно настолько опередить всех без нарушения правил. На стометровке он выбегал из 11 секунд. Фантастические спринты упростили игру «Ливерпуля» – защитники просто пуляли вперед, зная, что Оуэн успеет к мячу раньше соперника.

К 21 году Майкл собрал около 80 голов и стал лучшим игроком «Ливерпуля», но его вклад в Кубок УЕФА вовсе не был решающим. Он забил 4 мяча в 11 матчах и сделал разницу всего однажды – дублем вынес «Рому» в 1/8. Еще меньше он вложился в выигранный Кубок лиги – пропустил почти весь турнир, включая главные матчи. В чемпионате «Ливерпуль» пришел третьим.

Оуэн выиграл команде только финал Кубка Англии. К 83-й «Арсенал» вел 1:0, но Майкл забил две коронки за пять минут: сначала грамотно выбрал позицию в штрафной и расстрелял Симэна с лета, а потом взорвался из глубины под заброс Бергера и мастерски завершил выход один на один.

Англичанин провел отличный сезон – выиграл Кубок УЕФА, два внутренних кубка, забил 24 гола в 46 матчах. Но нигде не стал лучшим бомбардиром.

Майкл забил 3 гола Германии, но по всем критериям уступал Раулю. Говорили, что «Золотой мяч» ему подарили из-за паспорта

Мы привыкли, что критерии France Football расплывчаты и неконкретны – а потому и трактуются очень вольно. Раньше было еще хуже. В начале века не было даже общих ориентиров. Журналисты голосовали по ощущениям, и лишь некоторые объединялись и унифицировали правила – чтобы выбор был объективнее.

«Критерии были абсолютно свободными, но мы с Роберто Беккантини [редактор La Stampa] подогнали выбор под стандарт с несколькими принципами, – описывал журналист Gazzetta dello Sport Чезаре Серджо. – Мы учитывали: 1) индивидуальные результаты; 2) влияние, которое игрок оказывает на партнеров и команду в целом; 3) талант; 4) лидерские качества; 5) карьеру, а точнее стабильную игру на высоком уровне».

Рауль во всем превзошел Оуэна. Он зажигал и осаживал раздевалку так легко, словно был президентом, давно играл на топ-уровне и работал на команду гораздо больше Майкла, но самое главное – просто лучше играл в футбол. Оуэн играл на самом кончике ливерпульской атаки, зрелищно забегал за спины, а неприметный Рауль все равно забивал больше. Он был лучшим бомбардиром каждого турнира, в котором играл. Майкл нигде не попал в топ-3.

Расклад сохранился и на дистанции календарного года. Рауль забил 46 голов во всех матчах и стал лучшим бомбардиром 2001-го. Оуэн остановился на 37. Осенью они наконец пересеклись в Лиге чемпионов: к концу года Рауль забил в групповых раундах в два раза больше британца – 4 против 2. Майкл победил только по количеству трофеев, но почти все были второстепенными.

Все очевидно было в пользу испанца. «Рауль впечатляет. Ему может помешать только сборная», – рассуждал Дель Боске. В сентябре Оуэн забил три мяча на «Олимпиаштадионе» и превратился в главную страшилку Германии. За Раулем не было таких ярких перфомансов. Как всегда, он распределил талант равномерно – и все равно закончил год почти вровень с Майклом: 5 голов против 6. 

Начался ноябрь, и «Золотой мяч» захватил первые полосы. Отвечая на вопросы читателей El Pais, Хорхе Вальдано сказал: «Если судить только по игре, то Рауль уже выиграл. У него нет конкурентов». Большинство считало так же. Но прошла пара недель, и тональность сменилась. Вальдано сказал Marca то, о чем остальные пока только догадывались: «С точки зрения политики выгоднее отдать «Золотой мяч» британцу, и это беспокоит меня. Справедливость не всегда побеждает».

5 декабря «Ливерпуль» играл с «Ромой». Прямо перед разминкой Оуэна вызвал второй тренер Фил Томсон: «Пошли за мной, тебе звонят». Майкл поднял трубку и услышал Жерара Улье: «Парень, я скажу тебе кое-что и надеюсь, что это поможет тебе на поле, но в любом случае обещай помалкивать. Это еще секрет. Ты выиграл «Золотой мяч». Поздравляю». Оуэн вышел на поле и не забил ни разу. Рауль накануне сделал дубль.

Оуэн и правда победил – через две недели засветился на первой полосе France Football. Рауль отстал на 36 очков. AS и Marca сразу написали, что все дело в паспорте. Британцы котировались намного выше, регулярно поставляли в футбол настоящих звезд, а за испанцами была только история поражений и ни одной по-настоящему бесспорной мировой величины. Рауль казался очередной пиренейской вспышкой, которая не задержится на топ-уровне. Оуэн – будущим футбола. И раз британцы надежнее и к тому же не выигрывали с 70-х, проще было отдать кому-то из них (Бекс стал четвертым).

«То, что Рауль ни разу не выигрывал «Золотой мяч», испанцы считают позором. Сам факт вызывает у них ярость – писал английский журналист Сид Лоу. – Если Оуэн когда-нибудь задумывался, почему в Испании так иррационально ненавидели его, пусть знает причину. Потому что он узурпатор. 2001-й был годом Рауля. Он должен был победить».

Еще одной причиной считали франко-испанские отношения: южане считали, что французы их недолюбливают и потому в голосовании France Football у них не было шансов. 

Guardian сразу отозвалась – назвала эти версии «всплеском жалкого испанского нытья». Но так говорили не только испанцы. Американская Paste написала: «Кажется, Рауль стал жертвой политики». Капелло возмущался. Баджо отрезал: «Пусть говорят что хотят. Для меня обладатель «Золотого мяча»-2001 – Рауль».

Рауль промолчал. А в мае забил в финале Лиги чемпионов – к которому Оуэн не подобрался и близко.

Фото: France Football; Gettyimages.ru/Clive Brunskill/Allsport, Craig Prentis/Allsport, Firo Foto, Michael Kienzler/Bongarts, Michael Steele/Allsport, Ross Kinnaird/Allsport

Источник: sports.ru/