Грузоперевозки по СEMTу, по странам Европы, Турции , Грециии, СНГ на основе CEMT- EKMT разрешенийи и дозволовI

Грузоперевозки по CEMTам — EKMTшкам и одноразовым разрешениям дозвололам.
Разрешение ЕКМТ (CEMT), открывающее грузовым автомобилям въезд на территорию 44 стран Европы выдается сроком на один год. В каждой стране выдачей разрешений занимается уполномоченный орган, а на международном уровне регламент выдачи документа разрабатывается Европейской Конференцией Министров Транспорта – ЕКМТ (Международный транспортный форум), куда входят и страны СНГ – Молдова, Украина, Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан.

В Молдове приемом заявок от перевозчиков и транспортных компаний занимается Национальное агентство автомобильного транспорта (ANTA), ежегодно созывающее комиссию по распределению разрешений ЕКМТ на правительственном уровне. В ее состав входят представители профильных министерств – транспорта и финансов, сотрудники служб безопасности, члены профсоюза транспортников, AITA (Международной ассоциации транспортников) и ANTA. Дело в том, что количество разрешений строго ограничено. Например, в прошлом году Молдова получила 1394 разрешения ЕКМТ, исходя из установленной базовой квоты – в 128 единиц. Расчет выделяемой квоты для каждой страны происходит на основании 11 критериев — величина страны, ее ВВП, уровень экономического развития, и др.

Перечень документов, обязательных для подачи молдавскими транспортными компаниями, для получения СЕМТа выглядит так:

— список транспортных единиц: марка, госномера, год выпуска, с прилагающимися копиями техпаспортов и сертификатов Евро-4 и Евро-5 для грузовиков и прицепов;
— копии лицензии и сертификатов перевозчика;
— действующий техосмотр транспорта и подтверждение из налоговой службы об отсутствии задолженности экономического агента перед Дорожным фондом.
Выдача разрешений CEMT происходит на конкурсной основе только тем перевозчикам, которые не имеют нарушений в своей транспортной деятельности и придерживаются всех норм экологической безопасности, а также поддерживают тесные родственные связи с членами комиссии по выдаче CEMTов, ЕКМТ, и распределению дозволов.

Правила распределения и выдачи CEMTов .
В каждой стране распределение и выдача заветных желанных и долгожданных СMT, учитывая превосходство CEMTA над дозволами, происходит по разному.
В Молдове, как правило, выдается одно разрешение ЕКМТ на два грузовика. На конец 2012 года в Национальное агентство поступили заявки более чем от 30 молдавских транспортных компаний, за которыми числятся порядка 200 грузовых автомобилей, соответствующих стандарту Евро-4 — Евро-5. В случае, когда у перевозчика в распоряжении всего одни грузовик, срок его разрешения составляет четыре месяца. Таков регламент и стандарты Европейского Сообщества для либерализации и развития свободной конкуренции на рынке международных грузоперевозок.
В соответствии с постановлением Правительства РМ №1430 от 16.12.2008 года, в состав комиссии по распределению разрешений ЕКМТ входят представители минтранса, минфина, СИБ, Центра по борьбе с коррупцией, профсоюза транспортников, AITA, ANTA. Каждую неделю, по мере поступления заявок, ANTA передает всем членам комиссии документы для изучения. Проверяются все данные, в том числе WIN-код автомашины (на протяжении срока эксплуатации автомобиля меняются его регистрационные номера, хозяева, а WIN-код остается неизменным).
Предварительно известно, что все подавшие на 2013 год заявки молдавские компании получат разрешения ЕКМТ (при условии предоставления необходимых документов). Но поскольку эти международные разрешения являются дефицитом, будет выдаваться одна авторизация ЕКМТ на две машины. Это означает, что если на предприятии насчитывается 20 автомашин, то они получат 10 разрешений(CEMTов) ЕКМТ. Но существуют и такие фирмы, где всего одна автомашина. В таком случае они получат одно разрешение ЕКМТ с правом использования не на год, а на четыре месяца. Такая схема хорошо зарекомендовала себя в 2012 году, и ни один из транспортников не мог сказать, что он не получил ЕКМТ. Получили все, кто сильно стремился, у других ни кто не спрашивал. Все родственники довольны.

Позиция России в вопросе выдачи разрешений ЕКМТ (CEMT).
В 2011 году Россия уменьшила свою квоту базовых разрешений с 299 до 67 единиц, существенно снизив долю использования на своей территории разрешений ЕКМТ для перевозчиков из других стран.
Позиция России заключается в следующем: перевозчики из таких стран, как Польша, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Беларусь до 75% получаемых CEMT разрешений использует только для грузоперевозок в Россию. Согласно статистике, в 2009 году на один российский грузовик, выезжающий за пределы страны, приходилось пять иностранных грузовиков, въезжающих в Россию. В общем объеме использованных разрешений ЕКМТ на российском рынке доля местных перевозчиков составила 17,3%. Из общего числа поездок по всей Европе по разрешениями ЕКМТ, а это более 850 тыс. поездок, 37% — было осуществлено в или из России.

В 2011 году в целях защиты национального рынка перевозка, Россия применила опыт Италии, Австрии, Греции, Венгрии и ввела ограничение на количества многосторонних разрешений ЕКМТ, установив базовую квоту в 67 единиц, что эквивалентно примерно 500-600 разрешениям на въезд в Россию для перевозчиков из таких небольших стран, как Литва или Молдова. Остальным перевозчикам приходится рассчитывать только на достигнутые с российской стороной двусторонние соглашения об автотранспортных перевозках. Предложения России о введении единой базовой квоты для всех стран-участниц соглашения, не находят поддержки у представителей стран Прибалтики, Украины, Беларуси, Молдовы, Турции, которых устраивает нынешний порядок расчета базовой квоты и количества выданных разрешений.

Базовая квота Украины в разрешительной системе СЕМТ- ЕКМТ составляет 208 единиц, что составляет 1,2-1,5 тыс. разрешений для грузовиков стандарта Евро-4 и Евро-5. Выдача CEMT разрешений осуществляется согласно решению Конкурсной комиссии по распределению многоразовых разрешений ЕКМТ. Украинские перевозчики предоставляют Госдепартаменту автотранспорта необходимый пакет документов, куда входит: заявление, анкета претендента, копии лицензий, сертификатов, свидетельств транспортной компании и автопарка.
Внутри каждой страны действует своя методика исчисления выдачи разрешений транспортным предприятиям на основе коэффициентов увеличения и бонусов.

Например, в Беларуси, распределение разрешений производится по каждому виду грузовиков «Евро-3 безопасный», «Евро-4 безопасный» и «Евро-5 безопасный», исходя из следующей формулы К = (С/П)*(е/Е), где:
К — количество разрешений, подлежащих выдаче перевозчику;
С — количество распределяемых разрешений ЕКМТ;
П – общее число транспортных единиц, указанных в заявках, и соответствующих европейским экологическим стандартам;
Е — средний объем выручки всех участников международных перевозок грузов в расчете на одно транспортное средство, используемое для международных грузоперевозок, за отчетный период, предшествующий времени подачи заявок;
е — объем выручки каждого отдельного перевозчика от деятельности по международной перевозке грузов в расчете на один грузовик.

Базовая квота Болгарии на 2012 год составляла 173 единицы, на основе чего болгарские перевозчики получили для грузовиков Евро-3 и Евро-4 — 340 многократных годовых разрешений и 900 многократных месячных разрешений; для грузовиков Евро-5 — 700 годовых разрешений и 2400 месячных разрешений.
Система выдачи CEMT разрешений, в целом, зарекомендовала себя как гибкая и эффективная — каждая страна получает больше разрешений, если они распределяются между грузовиками более высокого стандарта.

Например, в Литве в 2011 году базовая квота разрешений составляла 137 единиц, а уже год спустя квота была увеличена до 163 штук. В 2012 году 240 литовских перевозчика подали заявление на получение разрешений ЕКМТ, среди которых грузовики Евро-3 – около 1900, Евро-4 –1000, Евро-5 – около 4300 штук. Естественно, разрешения получат не все подавшие заявки транспортные компании. В среднем на 8,5 грузовиков с литовскими номерами приходится одно CEMT разрешение.
Хорошо быть приближённым к членам из состава комиссии, по распределению CEMTа.

На примере в Румынии можно увидеть и то, что в случае, когда национальные перевозчики не используют или используют разрешения CEMT неэффективно, их выданное количество может сократиться. В 2007 году румынские перевозчики получили 1728 разрешений ЕКМТ, в 2009 — 1300, а в 2011 – всего 970 разрешений. В 2012 году количество разрешений для Румынии подросло до 1127 штук, влияние оказали Молдавские перевозчики, которые перебросили свой автопарк на румынские номера, для спокойной работы по СЕМТам. Чтобы не мучится в Молдове выбивать разрешения и СЕМТы, да и переплачивать в три дорого. Кроме того было достигнуто двустороннее соглашение с Россией о выдаче еще 1400 разрешений на перевозки в эту страну.

Правила использования разрешения ЕКМТ (CEMT).
Разрешение ЕКМТ должно быть в наличии у водителя транспортного средства при въезде и выезде с территории государства, в том числе, в течение порожнего рейса. Транспортное средство может осуществлять транзитный проезд по территории страны, где оно зарегистрировано, и это не считается возвратом в страну регистрации.
В случае выявления нарушений порядка использования разрешения ЕКМТ, въезд или выезд грузовика с территории конкретного государства не допускается.
Существуют разрешения зеленого цвета, действительные в течение календарного года (1 января — 31 декабря), и краткосрочные разрешения желтого цвета, действительные в течение 30 дней. Например в Молдове не все CEMTы дают право на перевозки из всех третьих стран, одни книжки содержат в себе разрешения для перевозок в одни страны, есть список стран которые перевозчик имеет право на посещение, и только эти страны для перевозок по семту, в других СEMTах другие страны, также список стран разрешённых для перевозок, в/из других страны которых нет в CEMT, можно перевозить грузы по дозволам.

Страны — члены ЕКМТ на 2012 год: Албания, Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, бывшая Югославская Республика Македония, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сербия и Черногория, Республика Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и Украина.
Республика Казахстан ожидает получения статуса ассоциированного члена организации.
Некоторые страны для иностранных перевозчиков для перевозок грузов в свою страну, продают разовые дозволы-разрешения при въезде в страну.

Между Польшей и Россией применяются два типа разрешений: «Универсальное» и «В/из третьих стран». С первым перевозчик может выполнять рейсы между двумя странами, а также транзитом через их территории (например, перевозить груз из Польши транзитом через Россию в другую страну).
Разрешение «в/из третьих стран» дает доступ на перевозки из одной страны в третьи страны, а также из третьей страны в сторону, заключившую соглашение (например перевозка груза польским перевозчиком из Чехии или Германии в Россию). По такому же принципу осуществляются перевозки между Россией и Украиной – еще одной основной страной транзита для российских перевозчиков.

Дополнительные дозволы на перевозки грузов. Двусторонние соглашения между странами.
К сожалению, разрешений ЕКМТ не хватает на всех желающих. Поэтому между странами Европы и СНГ распространена система использования дополнительных одноразовых дозволов на грузоперевозки, на основе двусторонних транспортных соглашений. Так, Молдова заключила договора о грузовых перевозках на 2013 год с 37 странами, среди которых: Латвия, Словения, Грузия, Беларусь, Сербия, Киргизстан, Узбекистан. Дозволы приходят в очень ограниченном количестве, получение их на страну и распределение среди перевозчиков остаётся всегда загадкой. Кто не успел тот опоздал.
Украина, в свою очередь, достигла соглашения об увеличении квот для украинских перевозчиков на 1300 разрешений в Румынию, на 5500 — в Беларусь, на 780 — в Австрию, на 1500 — в Чехию, на 9000 разрешений — в Россию.
С выпуском грузовиков экологичностью евро-6, в скором времени появится CEMT евро-6, и будет в свободной продаже для всех грузовиков данного класса, а может сейчас уже есть ?

Поправки и дополнения к данному материалу принимаются на info@com-stil.com

Источник: com-stil.com