Контрейлерные грузоперевозки — конкуренция или экономия!

Автомобильная перевозка грузов популярна благодаря своей оперативности и эффективности. В то же время стоимость транспортировки не всегда оправдывает себя, также есть другие проблемы, которые затрудняют процесс доставки. Решением стало использование комбинированных способов, в частности контрейлерных перевозок. Они позволили обеспечить выгодные темпы доставки, сократили процесс прохождения таможни и дали существенную экономию.

Что такое контрейлерные перевозки?

Данный способ перевозки грузов появился в связи с необходимостью обеспечить безопасную, выгодную и надежную транспортировку грузов. Технология применялась изначально в Канаде и Соединенных Штатов Америки. В процессе организации были созданы карманы в днище платформ, которые позволяют опускать колеса, и назвали изобретение бегущем шоссе. Железнодорожные платформы с пониженным полом позволяют транспортировать грузовые автомобили с полуприцепом или прицепом. Водитель при этом может, сопровождать груз или нет, все зависит от особенностей перевозки, находясь в отдельном пассажирском вагоне. Применение роудрейлеров стал одним из самых необычных вариантов контрейлерных перевозок. Прицепы и контейнеры с комбинированной ходовой частью могут с легкостью перемещаться по рельсам и автомобильным дорогам.

Комбинирование железнодорожного и автомобильного транспорта в виде контрейлерных перевозок позволяет сочетать плюсы обоих способов доставки. Первый известен своей экономичностью, но не может доставить груз до пункта назначения, поэтому придется прибегать ко второму варианту. Контрейлерная перевозка подразумевает, что поездом и с помощью специальных платформ можно перевезти грузовые автомобили, в которых находится груз. По прибытию грузовики съезжают с платформы и отправляются в пункт назначения. Заезд и выезд с платформы не занимает много времени, благодаря чему можно гарантировать оперативность доставки. Рассмотрим преимущества контрейлерных перевозок:
• Высокая эффективность;
• Безопасность и снижение количество ДТП;
• Отсутствие зависимости от погоды на улице;
• Уменьшение нагрузки на дороги;
• Повышение срока службы грузовых автомобилей;
• Экологичность.

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, есть и ряд недостатков контрейлерных перевозок. К ним можно отнести снижение грузоподъемности железнодорожного транспорта, необходимость обеспечения погрузочной и разгрузочной техникой, а также специальных платформ. Большегрузами можно перевозить груз согласно индивидуальному графику, в то время как поезд следует четкому расписанию. В любом случае технология экономически выгодная и применяется во всем мире. Эффективность гарантирована сочетанием безопасности железнодорожной дороги и оперативности транспортировки грузовиками прямиком до получателя. Отсутствие выбросов и уменьшение их количества позволяет обеспечить грамотную защиту окружающей среды.

Доля рынка контрейлерных перевозок

Тенденция сделать транспортировку грузов более эффективным процессом привело к применению различных инноваций в данной области. Контрейлерная транспортировка грузов занимает ответственное место на рынке транспортных услуг. Она не одинаково развита везде, но на некоторых маршрутах по странам Европы занимает до 60% объема автомобильного транспорта. Евросоюз расширяет применение благодаря безопасности и соблюдению экологических норм. Контрейлерные перевозчики получают субсидии при открытии деятельности, поскольку технология представляет инновационный интерес, заботится о сроках доставки, проверенных маршрутах и выгодной транспортировки.

В России контрейлерные перевозки мало популярны, так как не хватает инфраструктуры и специалистов. Основная проблема заключается в том, что РЖД не готова к такой работе и еще многое придется создать и построить для того, чтобы это стало возможным. Много сложностей с оформлением документов, с ответственностью за груз, с зарплатой водителя, который не за рулем, а в пассажирском вагоне, а также с обеспечением инфраструктуры перевозок. На короткие расстояния это не самый оптимальный способ доставки, поскольку приходится тратить время на погрузку и разгрузку, а для длительного маршрута это отличная возможность соблюдать четкий график поставок, который не прерывается для отдыха водителя. В процессе доставки упрощается прохождение таможенных постов. Правила по перевозке грузов различной категории при этом не меняются и все что загружено в большегрузах можно перемещать на ЖД дорогу.

Особенности контрейлерных перевозок

Новые возможности транспортировки грузов привлекают модернизацией, повышением эффективности и экономической выгодой. Использование преимуществ автомобильного и железнодорожного транспорта позволяет добиться оптимального результата. Одна из самых серьезных сложностей это обеспечение специальными платформами и прочей необходимой инфраструктурой для организации перевозок. Страны с сильно развитой экономикой успешно применяют технологию, которая достаточно распространена. Это связано в первую очередь с необходимостью защитить окружающую среду от выхлопных газов, которые выделяются автомобилями большого тоннажа. Именно автотранспорт в основном виноват в загрязнении воздуха.

Контрейлерные перевозки не популярны в СНГ пространстве в связи с отсутствием технической и материальной базы для создания платформ и обеспечения погрузочной/разгрузочной инфраструктуры. Вероятно, в будущем эффективность возрастет или возникнет острая необходимость их использования в связи с высокой нагрузкой на автомагистрали. Причиной вероятного увеличения может стать и ужесточение экологических норм, так как появиться необходимость осуществить замещение грузовых автомобилей поездами. Ради всего этого можно приложить дополнительные усилия и согласиться с затратами, чтобы развивать контрейлерные перевозки. Тем более что привлекает удешевление логистики и уменьшение затрат на транспортировку при перевозке на больших расстояниях.

Влияние контрейлерных перевозок на рынок автоперевозчиков

Трудно оценивать роль данного способа транспортировки во всех странах. В Европе, США и Канаде перспективы ясны, поскольку данная отрасль уже развитая и есть все основания полагать, что популярность будет продолжать расти. Страны СНГ пространства мало заинтересованы в контрейлерных перевозках по причине отсутствия денег для выполнения серьезных изменений. Сейчас нет опасений, что автоперевозчики как-то пострадают. На примере тех стран, где контрейлерные перевозки популярны, можно заметить, что без автомобильных перевозок невозможно обойтись. Это по-прежнему самый оптимальный способ транспортировки на коротких расстояниях.

Если произойдут решающие изменения в законодательстве стран, касательно экологии, придется перейти на инновационные технологии вне зависимости от затрат. Это случится не скоро, потому что многие все еще стремятся экономить на доставке и довольствоваться всеми преимуществами автомобильной перевозки. Отправление груза в любое время по окончанию загрузки, перевозка до дверей получателя и выгода при транспортировке на коротком расстоянии по-прежнему остаются плюсами. Существенное снижение стоимости железнодорожных перевозок стало бы решающим фактором в этом выборе. Но затраты на создание необходимой инфраструктуры являются серьезной преградой.

Почему контрейлерные перевозки не заменят автомобильные?

Сегодня нет угрозы полноценной или частичной замены способа транспортировки. Возможно, примерно через 10 лет и более можно будет говорить о каких-то серьезных изменениях. Устаревшие взгляды и консервативное отношение являются основным препятствием понимания выгоды инновационной методики. Если позаботиться о технических моментах, можно существенно удешевить транспортировку на большие расстояния и логистику в целом. Железнодорожные составы более надежны и способны гарантировать цельность и сохранность груза. Правда их грузоподъемность снижается из-за того, что они должны учитывать вес грузового автомобиля. ЖД транспортировка обходится дешевле, но она не может помочь доставить все необходимое до дверей получателя. Рано или поздно придется подключать грузовики, чтобы выполнить поставленную задачу.

Комбинирование обоих способов позволяет добиться желаемых успехов. В нужный момент большегруз может просто сойти с платформы и ехать до пункта назначения с минимальными затратами времени. Контрейлерная перевозка появилась давно, но не все готовы применять данную технологию сразу. Идея постоянно возрождается с целью обеспечения эффективности и безопасности. Одна из самых серьезных причин это загруженность автомагистралей. Вероятно, придет время, когда контрейлерная перевозка станет вынужденной мерой освобождения дорог от большегрузов. Деятельность автоперевозчиков не будет прекращена, потому что без них не обойтись. Перевозка на коротком расстоянии по-прежнему останется за ними, так как и доставка до места назначения. Железнодорожные пути есть не везде, поэтому без грузовиков не обойтись.

Спорный вопрос, что обходится дешевле, строительство и постоянный ремонт автомобильных трасс или создание ЖД путей. Автомагистрали созданы для езды всех видов транспорта и даже возникают претензии относительно большегрузов, которые портят дорожное покрытие и должны платить некую сумму за использование внутренних дорог. Единственные конкуренты контрейлерных перевозок это роудрейлеры. Прицепные контейнеры оснащены комбинированной ходовой и могут ездить по железнодорожной дороге или автостраде. Быстрое соединение к локомотивам или тягачам делают применение практичным и удобным. Основные преимущества это отсутствие необходимости применять дорогостоящие платформы и погрузочную технику, а также возможность создать множество перегрузочных пунктов, которые находятся в непосредственной близости по отношении к клиентам. Потери и повреждения полностью исключаются.

Практические вопросы

При перевозке в определенных странах не обойтись без помощи контрейлерных перевозок. К примеру, Австрия обязывает учитывать ряд правил относительно веса груза и скорости передвижения. Привилегии отдаются фурам экологического класса, которые развивают скорость 60 км/час. Они могут передвигаться, так как в дневное время, так и в интервале от 10 вечера и до 5 утра. Минусом является платное питание водителей в пассажирском вагоне. Правда придется платить и штраф за малейший перегруз или неправильное распределение груза на осях грузового автомобиля. Движение поездом не занимает много времени на коротких участках, но иногда приходится задерживаться перед отправкой надолго в процессе регистрации, контроля, якорения и заезда на платформу. Зимой передвижение по рельсам позволяет уменьшить число аварий и сохранить груз целым, особенно на дорогах с крутым спуском и подъемом.

Контрейлерные маршруты популярны в Европе в связи с одобренными правилами преодоления границ. Немалое значение имеет снижение затрат на транспортировку на 10-17%, уменьшение вредных выбросов на 20%-70% и экономии топлива до 2,5 миллиона литров в год. Во Франции применяются терминалы Modalohr, которые позволяют фурам сойти с платформы и продолжить свой путь, экономя время. ЕАЭС тестирует технологию на отдельных маршрутах и переживает насчет убыточности процесса. Процесс усложняется отсутствием мест для захвата погрузочной техникой на фурах. Швейцария не позволяет, чтобы по дорогам двигались коммерческие автомобили в ночное время и в выходной день (воскресенье), поэтому перевозка по рельсам является разумным решением. Контрейлерная транспортировка применяется на всех континентах во избежание повреждения дорожного полотна. По причине соблюдения экологических норм использование обязывается существующей государственной программы в отдельных странах.

Заключение

Владельцы железнодорожной инфраструктуры рады возможности вернуть большую часть объема грузов на рельсы. Автоперевозчики переживают насчет вероятных убытков и не готовы отдать часть своих заказов. Окончательное решение ложится на плечи владельца груза. Как он решит организовать перевозки, та сторона и окажется в выигрыше. Что останавливает довериться контрейлерным перевозкам? Отсутствие достаточных знаний и недоверие к данной технологии. Основная проблема заключается в том, что раньше ответственность за груз была на водителе грузовика. Когда транспортировка осуществляется двумя видами транспорта сложнее понять, кто будет виноват в случае потери или повреждений. Нет возможности контролировать качество перевозки на каждом этапе, что может быть проблемой. Также есть нюансы оформления документации, но с этим проще разобраться.

Какие проблемы могут возникнуть? Грузовик должен приносить деньги своему владельцу. Пока он простаивает на платформе нужно еще, и платить за него. Водитель тоже должен получать зарплату и командировочные, хотя он просто едет в отдельном вагоне. Автоперевозчикам не очень нравится такой расклад, что является еще одним фактором, влияющий на уровень развития контрейлерных перевозок. Транспортные компании не останутся без работы, потому что ряд задач посильны только автомобильному транспорту. Он дольше по времени проходит таможенные пункты, быстрее проделывает расстояния, водитель должен отдыхать в пути, но полностью быть замененным железнодорожным быть не может. Этим двум способам доставки нужно будет научиться существовать вместе, потому что в любом случае оба трудится на благо клиента.

Источник: com-stil.com