Логистические системы

В данной статье, я хочу поделиться своим практическим опытом о том: какими, на мой взгляд, должны быть логистические системы, из каких основных блоков они должны состоять и как правильно их настроить и поддерживать.

Итак, что такое логистическая система? Ниже приведен комментарий от

«Логистическая система – это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования».

Рассмотрим практическое влияние логистических систем на эффективность конкретныхбизнес- процессов, например в бизнес-процессах дистрибьюторского бизнеса.

Ниже приведен бизнес-процесс первого уровня дистрибьюторского бизнеса «как должно быть»

НаСхеме № 1 выделены отдельным блоком шаги, непосредственно определяющие складские и транспортные процессы.

Поэтому, например, в дистрибьюторском бизнесе, бизнес-процесс складской обработки товара не может выполняться сам по себе, без связи с закупочными бизнес-процессами ибизнес-процессами доставки. И таким образом, каким бы совершенным не был складской бизнес-процесс и как бы совершенно он не был бы оснащен всеми необходимыми ресурсами, он не сможет увеличить эффективность всего бизнеса в целом без усовершенствования и соответствующего оснащения входящих в него и исходящих из него сопутствующих бизнес-процессов.

Следующий очень важный момент, который наглядно показан на Схеме № 1, это цикличность информационных потоков, на основании которых выполняются непосредственно логистические процессы после их оценки с точки зрения эффективности, при помощи отдельногофункционального блока — шаг № 5.

Данная система нужна для того, чтобы постоянно поправлять и вносить коррективы в различные, говоря «айтишным языком», «кривые» процессы. Которые, так или иначе, постоянно будут возникать, в связи с тем, что существует «человеческий фактор» и некоторые прочие внешние и внутренние факторы, влияющие на данный бизнес. Данные факторы невозможно исключить совсем, их можно только минимизировать, за счет внедрения соответствующих корректирующих систем, подобных вышеуказанной системе.

Следующий важный момент данного бизнес-процесса – это система управления, которая должна быть правильно структурирована и описана стандартным и понятным всем исполнителям данного бизнес-процесса, языком. А это, как раз то, что на Схеме № 2располагается в верхней части функционального блока и подразумевается под словом«Управление».

А управление в логистике, как известно – это как компас в лесу, чтобы не заблудиться или как Устав в армии, в соответствии, с которым все солдаты одеваются в одинаковую одежду и стреляют только по команде.

Представьте, что бы было бы, если бы в армии был не один Устав, а, например, 15-20, в которых писалось бы вроде бы об одном и том же, но разными специалистами в различных областях знаний. Думаю, что победить кого-нибудь данная армия вряд ли смогла бы…

То же самое и в логистике. Очень важно суметь правильно для всех его участников языком: что, как, когда и кому нужно делать для выполнения данного процесса.

Но написать даже на таком «волшебном языке», который все будут понимать, мало, это всего лишь 5-10% от всех трудозатрат, которые необходимо будет использовать для внедрения в реальный бизнес, описанного таким образом, бизнес-процесса.

Многие компании, прослышав о том, что можно свободно нанять какого нибудь «умного специалиста», который пропишет все и все сразу заработает «как понаписанному», обращаются на рынок труда, где полным-полно подобных вакансий и нанимают такого специалиста.

Данный специалист приходит на работу и добросовестно за несколько месяцев описывает все процессы в компании, мало того, структурирует их и даже размещает их на

Поэтому многие руководители бизнеса, привыкшие к авторитарному руководству своей компанией, создавшие ее в горе и страданиях в девяностые – нулевые годы и сумевшие преодолеть различные трудности в процессе ее развития, никак не могут смириться с тем, что есть вещи, которые нельзя просто купить, а можно только выстроить, умело используя знания других людей и постоянно обучаясь самому.

Как бы умно и рационально не был бы написан бизнес-процесс, но если его не обеспечить необходимыми ресурсами, он никогда не сможет работать эффективно.

По данному вопросу обычно имеют место 2 следующие точки зрения.

Первая — это точка зрения сотрудника компании, отвечающего за эффективность данного бизнес-процесса (владелец бизнес-процесса) и вторая — это точка зрения владельца бизнеса, от которого зависит обеспечение ресурсами потребности данного бизнес-процесса.

Чаще всего это разные люди и чаще всего у них разные цели. Первый от всей души хочет как можно больше ресурсов, чтобы выполнять свой бизнес-процесс еще более эффективно, и при этом иметь как можно меньше проблем, связанных, например, с недостаточным финансированием, а второй, понятно, что хочет, чтобы первый добивался должнойэффективности данного бизнес-процесса, используя имеющиеся ресурсы.

И та и другая точка зрения правильная и в определенной степени может быть полезна, но только при условии, что между данными оппонентами имеет место быть сбалансированный издоровый конфликт интересов, позволяющий всегда находить золотую середину.

Но в реальных условиях реального бизнеса, обычно всегда прав оказывается только тот, у кого есть право распределять ресурсы, а не тот, кто не имеет такого права.

А в результате, подобная ситуация приводит к тому, что в условиях дефицита необходимых ресурсов, вследствие их постоянного урезания (например, по принципу: «а давай урежу и поглядим, что будет»), бизнес-процесс начинает работать неэффективно.

И долгое время это может всех устраивать (и владельца бизнеса и владельца бизнес-процесса), потому что реальные проблемы, связанные с данным уровнем эффективности, начинают возникать обычно не сразу, а по прошествии определенного времени. И не по прямым убыткам, а, обычно, по менее заметным — по косвенным убыткам (например, за счет снижения качества комплектации на складе или за счет развала коллектива склада, в результате необоснованной «экономии» на ФОТе).

С другой стороны, если разрешитьвладельцам бизнес-процессов тратить на поддержание своих бизнес-процессов, столько ресурсов, сколько они считают нужным и, никоим образом, не ограничивать их аппетиты, то может получиться тоже не совсем правильно.

Так, где же взять такой механизм, который смог бы помирить, и тех, кто распределяет ресурсы и тех, кто их тратит, таким образом, чтобы это стало полезно для всего бизнеса.

Такой механизм есть, и он называется —

Это отдельный блок, который не может являть одним из шагов бизнес-процесса, изображенного наСхеме №1, потому что не может быть внедрен относительно только логистической системы.

Он должен распространяться на всю систему управления всей компанией.

С внедрением данного блока все работники компании, выполняющие те или иные функции, так или иначе, влияющие на эффективность тех или иных бизнес-процессов (начиная от рядового персонала до руководителя данного бизнеса), должны быть замотивированы на выполнение единой цели, стоящей перед бизнесом. И все свои действия, связанные с использованием ресурсов компании, должны сопоставлять с данной общей целью.

Тогда и владелец каждого бизнес-процесса, отвечающего за его эффективность и руководитель бизнеса, отвечающий за эффективность всего бизнеса, будут чувствовать себя «в одной лодке» и будут понимать, что от рационального использования доверенных им ресурсов будет зависеть их личное и корпоративное благополучие.

Я считаю, что, безусловно, это положительная тенденция и те, кто раньше других начнет внедрять у себя современные логистические системы, безусловно, получит, на мой взгляд, реальные преимущества перед конкурентами.

16.10.13. | Автор:

Источник: com-stil.com