В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статья 33 Устава железнодорожного транспорта определяет, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Статья 97 Устава железнодорожного транспорта РФ устанавливает: «За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов…».
Прибытие грузов с превышением срока доставки случается с завидной регулярностью, чем нарушаются права грузоотправителей, грузополучателей, не выполняются надлежащим образом договоренности, страдает гражданский оборот в целом. Законодатель не случайно установил строгую ответственность перевозчика в данном случае.
Тем не менее, отстоять свои права участнику грузооборота достаточно сложно. Мы намеренно оставим за скобками возможности монополиста влиять на поведение рядового субъекта. Скажем только, что путь к защите своих интересов требует серьезных навыков и знаний.
Например, в соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ в обязательном порядке требуется предъявление претензии. Необходимо точно знать куда подавать претензию. Обычный порядок обращения к юридическому лицу по месту нахождения управляющего органа в данном случае не действует. Ошибка с адресатом приведет к потере драгоценного времени и утрате самой возможности обращения в арбитражный суд.
Самая большая проблема кроется в отметках, проставляемых в железнодорожной накладной. Если с фактом превышения срока доставки перевозчик спорить не может, то в его власти указать причину такой просрочки. Скорее всего такой причиной окажется занятость путей грузополучателя или что-то похожее.
Бороться с этим трудно, но возможно. Наши специалисты обладают необходимым опытом и знаниями.
Источник: