Удержание груза как мера оплаты задолженности за фрахт

Многие международные перевозчики в своей работе рано или поздно сталкиваются с проблемой несвоевременной оплаты фрахта. В связи с этим, у перевозчиков часто возникает соблазн перейти к активным действиям решения данного вопроса и удерживать груз до полной оплаты долга за выполненные ранее перевозки.

В настоящей публикации мы рассмотрим вопрос удержания груза международным перевозчиком с точки зрения Закона, дадим ответ на вопрос, когда удержание груза является правомерным, а также раскроем риски перевозчика при незаконном удержании груза.

Удержание вещи, по своей правовой природе, является мерой обеспечения исполнения обязательств. В рамках договора международной перевозки груза перевозчики прибегают к данной мере с целью получения оплаты за фрахт. Однако в большинстве случаев перевозчики злоупотребляет своим правом и нарушают права и законные интересы собственника груза, что может привести к негативным последствиям для транспортной компании.

В каких же случаях удержание груза является правомерным?!

Международное законодательство, а именно Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее – КДПГ) Соответственно перевозчикам и всем заинтересованным лицам рассматривая возможность применения удержания, следует руководствоваться национальным законодательством.

Для примера, обратимся к национальному законодательству России.

По закону Российской Федерации удержание груза является правомерным, в случаях, когда:

А)

Б)

Из приведенных норм следует, что задержание груза международным перевозчиком возможно далеко не во всех случаях.

Следует отметить, что первое требование (должник = собственник) имеется в нормах большинства национальных институтов права, в отличии от второго.

Дополнительно, международному перевозчику не следует забывать, что его право на удержание груза не отменяет обязанность соблюдения таможенных формальностей, таких как сроки доставки, сроки хранения товара на СВХ и пр.

Важно знать, что даже согласование в договоре перевозки права перевозчика на удержание груза,

В заключении, обратим внимание на последствия незаконного удержания груза для перевозчика:

  • Штрафные санкции за нарушение сроков доставки груза либо за его недоставку.
  • Возможность обращения владельца груза в правоохранительные органы с заявлением о хищении имущества.

Во избежание любого из вариантов наступления ответственности за незаконное удержание имущества, перевозчику следует начать с анализа возможности применить удержание в соответствии с нормами национального права страны, где происходит удержание.

Кроме того, транспортной компании следует озаботиться наличием документов, подтверждающих, что удерживаемое имущество оказалось в его владении по воле самого заказчика (СMR-накладные, заявки на перевозки и пр.), а заказчик уведомлен о том, что перевозчик удерживает имущество именно в целях обеспечения исполнения обязательств (официальные письма, e-mail).

Таким образом, принимая решение об удержании груза, международному перевозчику всегда следует удостовериться в правомерности своих действий и оценить все возможные риски наступления неблагоприятных последствий!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-ОтветиПубликациина нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Источник: com-stil.com