Рууд Гуллит. «Как глядеть футбол». Седьмая глава. «Системы» — pittopit.ru

сборная Нидерландов по футболу Фейеноорд Сампдория ПСВ Руд Гуллит Челси премьер-лига Великобритания Милан серия А Италия Футбол

В данной рубрике создатель в моем лице, любой денек будет опубликовывать по одной главе книжки Рууда Гуллита под заглавием: «Как глядеть футбол. Управление диванного профессионала». Книжка была издана в 2016-ом году. Я считаю этот материал очень полезным и увлекательным, также неотклонимым к исследованию. Также от себя буду добавлять иллюстрации по теме в каждой главе. Приятного чтения!

Глава 7 — «Системы»

Тактические формации

Все знают, что же все-таки это такое: диаграммы игровых схем возникают перед матчем в газетах и на телевидении совместно с нескончаемыми обсуждениями о том, какую систему изберет на игру тренер: 4–4–2, 4–3–3, 5–3–2, 3–4–3, 4–3–2–1, 4–2–3–1, 4–2–2–1–1.

Заметьте, что в сумме все числа в схеме дают 10: вратарей никогда не учитывают при описании тактических формаций. Но современные голкиперы тоже должны уметь играться ногами, в особенности опосля того как в 1992 году было введено правило, запрещающее им брать мяч в руки опосля пасов вспять. Почти все тренеры разглядывают вратаря как 1-ое звено в цепи атаки из глубины.

Не стоит забывать, что в команде не 10 человек, а одиннадцать. Вратарь — неотъемлемая часть командной стратегии. Но что такое стратегия? Если кратко, то это внедрение определенных свойств 1-го либо нескольких игроков вашей команды, которые способны сыграть решающую роль, и атака на уязвимые места в составе конкурента. Стратегия работает, лишь если личности могут отдать итог.

Стратегия и системы тесновато соединены. Для меня система — какую бы вы ни избрали — это основа для обороны и пришествия.

В защите система употребляется для организации и сохранения компактности, так что конкуренты не могут прорваться к воротам, даже владея мячом. Необходимо решить последующие трудности: что созодать без мяча? Как отдать конкуренту как можно меньше места и ограничить его способности для атаки?

Во время атаки вы придерживаетесь системы и формации, при которой создается как можно больше места для ваших нападающих, чтоб они смогли употреблять свои наилучшие свойства. Задачка защитников в то же время заключается в том, чтоб найти, откуда будет угрожать опасность, если нападающие либо полузащитники растеряют мяч.

Формация 4–4–2

Нужно до таковой степени сделать взаимодействие меж игроками в рамках игровой схемы, чтоб они ощущали, что собираются созодать остальные. Другими словами — до того, как это было изготовлено. Как ни феноминально, дело не в том, что происходит, когда вы с мячом, но в том, что делается, пока вы им не владеете.

Как мы уже лицезрели, системы и планы нападения почти во всем зависят от свойств определенных игроков. Если центральный заступник не весьма резв, защита не обязана выдвигаться к середине поля. Если нападающий высокоскоростной, но на техническом уровне ограниченный, то нет смысла строить игру вокруг забросов в чужую штрафную.

Начать необходимо с анализа мощных и слабеньких сторон вашей команды. Лишь опосля этого можно созодать выбор в пользу той либо другой структурной формации: это быть может 4–4–2, 4–3–3 либо некий иной вариант. Потом направьте внимание на беспомощности схемы либо отдельных игроков иной команды — к примеру, на футболиста, который обязан играться не на собственной обычной позиции.

Чтоб одолеть в игре, необходимо обладать мячом. Но очень длительно обладать мячом не непременно: по этому показателю вы сможете и не превосходить конкурента. Это распространенное заблуждение. Наиболее того, при получении мяча нет нужды длительно с ним не расставаться: основное — извлечь из владения как можно больше достоинства.

Игровая схема 4–4–2

Формация 4–4–2 — это система с атакующим блоком из 2-ух центральных нападающих. Когда команда обладает мячом, атака строится вокруг их. Двум нападающим легче забить, чем одному. Не считая того, в этом случае легче загнать оборону противника глубже и внести хаос в компанию его игры.

Один из нападающих занимает позицию перед 2-мя левыми заступниками конкурента, а иной — перед 2-мя правыми. Это вынуждает вратаря не пасовать заступникам, так как нападающие могут немедля начать их прессинговать. Почти все английские клубы используют эту систему и в атаке, и в качестве первой полосы обороны.

В Великобритании команды обширно употребляют забросы вперед на 2-ух нападающих. Наилучшее сочетание — большой, высочайший, мощный нападающий плюс низкий, легкий, проворный форвард. Высочайший нападающий выигрывает верховую борьбу и переадресует длиннющий пас второму форварду, который или врывается сзаду, или остается на собственном месте — в этом случае передача следует в ноги.

Тем сохраняется давление на 2-ух центральных защитников, которые обязаны вступать в единоборства в конкретной близости от ворот. В особенности тяжело центральным заступникам, так как им обычно удобнее, чтоб один из их закрывал высочайшего форварда, а 2-ой страховал сзаду, занимая вольную позицию. Если нападающих двое, то центр обороны попадает под давление, так что левый либо правый заступник обязан сдвигаться в центр для страховки — в итоге оголяется фланг…

В формации 4–4–2 левый и правый полузащитники стают вингерами. Таковым образом, владеющая мячом команда держит впереди четырех игроков. Когда команда теряет мяч, последние полузащитники оттягиваются вспять, помогая сдерживать хавбеков конкурента. Два центральных полузащитника перебегают к оборонительной игре, запечатывая защитную схему.

Как команда возвращает для себя мяч, она просто может перейти к атакующему варианту, так как пара нападающих уже впереди. Скорость, с которой команда переключается с владения мячом на деяния при его потере (защита), также на компанию игры опосля отбора мяча (атака), нередко оказывает решающее воздействие на достижение результата.

В мое время в «Милане» при Арриго Сакки мы игрались 4–4–2. Но это ни в коей мере не было похоже на современные 4–4–2 — хотя бы поэтому, что в то время вратари могли брать в руки мяч опосля паса вспять. Начинали мы с 4–3–3, но результаты были далеки от хотимых, пока из-за травмы щиколотки не выпал на некое время из состава Марко ван Бастен.

При системе 4–3–3 последние заступники идут вперед, а центральные отвечают за огромные участки поля. Они совместно с вратарем образуют треугольник, чтоб нейтрализовать приближающегося форварда. Опосля этого один из центральных защитников может продвигаться в середину поля, создавая там численное преимущество

Тогда мы и перебежали на 4–4–2. Эта схема подразумевает предоставление вольных зон конкуренту, который начинает считать, что владеет местом для атаки. Мы вынуждали противника двигаться по флангу: недозволено же дозволить ему начинать атаку через центр. Если б мы дали конкурентам такую возможность, Сакки устроил бы нам реальную взбучку. Дело в том, что, когда вы теряете мяч, вашим полузащитникам приходится выбирать, в какую сторону двигаться. Если выбор неверен, то они отыграны, в итоге опасность становится еще наиболее суровой.

4–3–3 (выход через центр)

Постоянно просто умопомрачительно следить, как просто команды запамятывают базисные принципы в попытках предупредить пришествие по схеме 4–3–3. Весьма нередко команды выстраивают игроков по центральной оси поля.

Когда команда обладает мячом, последние заступники продвигаются вперед, уводя за собой вингеров конкурента. Два центральных заступника обширно расставляются, незначительно удаляясь друг от друга и образуя треугольник с вратарем. Оставшийся нападающий конкурента обязан биться один против троих. Пользуясь сиим, один из центральных защитников может вывести мяч в середину поля, в зону полузащиты. Если все проходит гладко, то у команды с мячом в каждой полосы появляется численное преимущество. Хороший выход из обороны — бесспорный плюс формации 4–3–3.

В «Милане» мы нередко выходили из обороны через длиннющий высочайший пас на нападающего, который был должен зацепиться за мяч и передать его набегающим полузащитникам, освобождающимся от опекунов

Но если вы теряете мяч, то вполне раскрывается зона за центральным заступником, вышедшим было вперед. В итоге оставшиеся заступники обязаны встречать нападающих один в один и оказываются уязвимыми для возможнойконтратаки. Персонально мощный нападающий способен просто решить таковой эпизод.

Потому нападающие должны стремиться помешать организации атаки опосля перехвата мяча конкурентами, вынудив перевод мяча на фланг, — в итоге полузащитнику не придется отбиваться сходу от двоих оппонентов.

Забросы как атакующая стратегия

Тренеры остальных клубов не теряли времени даром и изучали систему 4–4–2, принятую в «Милане». Потому они нередко пробовали вынудить нас строить атаку по флангам. Если у нас не оказывалось места, то последние заступники Паоло Мальдини и Мауро Тассотти возвращали мяч в центр Франко Барези либо Алессандро «Билли» Костакурте. Те через центр поля забрасывали мяч на нападающих — на меня либо Марко ван Бастена. Потом мы или сохраняли мяч, или отыгрывали его вспять набегающим полузащитникам Карло Анчелотти и Франку Райкаарду, и те уже строили атаку. По флангам у нас игрались спринтеры — Роберто Донадони и Анджело Коломбо.

Если я либо ван Бастен теряли мяч, остальные игроки имели полное право нас инкриминировать, так как вся команда в этот момент двигалась вперед, была открыта и уязвима для возможной контратаки. Мы нередко отрабатывали это оригинальное развитие нападения.

Эти запросы были чуть ли не самым сложным типом передач, так как делать их необходимо было весьма буквально. Итальянские заступники дышали нам в ухо, не оставляя мне и ван Бастену никакого места. Нам необходимо было находиться конкретно там, куда поступал заброс. Франко и Билли приблизительно соображали, где мы окажемся в итоге рывка, и направляли мяч конкретно в эту точку. Просто поразительно. Кажется, это так просто, но за простотой прячется исключительный уровень мастерства.

Формация 3–4–3

Не считая того, нужно было полное взаимопонимание меж мною и ван Бастеном. Мы могли предсказать движение друг дружку, потому никогда сразу не бежали к мячу, вперед, вправо либо влево сразу. Наши движения дополняли друг дружку и были фактически подсознательными. Мы доводили взаимодействие до совершенства на тренировочной базе в Миланелло, повсевременно отрабатывая композиции. Обоим нам, взращенным на фирменной голландской системе 4–3–3, пришлось обучаться играться в рамках формации 4–4–2.

«Аякс» против «Милана»

Сначала 1990-х «Аякс» был одной из основных сил в международном футболе. На бумаге команда ван Гала игралась 4–3–3, но, получая мяч, переходила фактически на систему 3–4–3 благодаря главный роли Данни Блинда, сейчас тренера государственной сборной Голландии. Он выдвигался вперед, присоединяясь к трем игрокам полузащиты. Тем создавалось численное преимущество — четыре в три, и в итоге выдвинутый полузащитник Яри Литманен мог перейти вперед, на позицию сходу под нападающим.

Четыре нападающих впереди оказывались в ситуации, когда любому противостоял лишь один конкурент. И если Марку Овермарсу либо Патрику Клюйверту удавалось обыграть конкретного противника, они сходу же оказывались в численном преимуществе в штрафной площадке либо даже с глазу на глаз с вратарем.

Основная предпосылка для такового фуррора — численное преимущество посреди поля. При всем этом игроки должны быть отлично на техническом уровне обустроены, так как место для маневра у их ограниченное. Хотя у футболистов «Аякса» постоянно были высочайшие характеристики владения мячом, им, очевидно, бывало его и терять. Потому что Блинд нередко выдвигался со собственной оборонительной позиции, подчищать за ним приходилось Франку Райкаарду. В то время Райкаард уже завершал свою карьеру. Это был опытнейший игрок, который управлял игрой команды из глубины. Конкретно благодаря ему «Аякс» мог показывать так атакующий футбол.

Формация 4–3–3

Хотя в то время последние заступники обычно охотно подключались к атаке, Франк де Бур и Михаэль Райцигер стягивались к центру, откуда выдвигался Блинд. Это давало «Аяксу» возможность ограничить место в случае атаки конкурента. Тем временем Эдгар Давидс обеспечивал баланс посреди поля: он повсевременно смотрел за тем, сколько игроков находится впереди мяча, и если их было больше 4, то он отзывал 1-го вспять.

В сезоне-1994/95 «Милану» с его системой 4–4–2 против «Аякса» пришлось несладко. В том году они проиграли три раза, и крайний раз — в Вене, в конце Лиги чемпионов. Решающий гол забил Патрик Клюйверт.

Последние заступники «Аякса» закрывали последних полузащитников «Милана», а двум оставшимся итальянским центральным полузащитникам приходилось иметь дело с 3-мя игроками «Аякса», а время от времени и 4-мя, если Данни Блинд успевал выдвинуться вперед. В итоге итальянцы не смогли толком забрать мяч и оказались вполне переиграны. Последние заступники «Милана» не осмеливались придти к ним на помощь, так как их удерживали на месте вингеры «Аякса».

Благодаря опытному использованию схем 4–3–3 и 3–4–3 «Аякс» создавал на поле ситуацию, при которой у команды в каждой полосы было численное преимущество. Футболистам «Милана» повсевременно приходилось решать, кого штурмовать, и не постоянно они делали верный выбор. Итальянская команда пришла в замешательство и стала ошибаться.

Как отреагировал «Милан»? Итальянцы могли попробовать применить ту же формацию, что и «Аякс». Но не так просто поменять стратегию, если достигнул таковых убедительных результатов в системе 4–4–2. Фабио Капелло напористо придерживался испытанных итальянских способов работы — и повсевременно проигрывал, в том числе и в конце Лиги чемпионов.

План игры в схеме 4–3–3

Большущее преимущество формации 4–3–3 заключается в том, что по всему полю можно играться треугольниками, а продвигаясь вперед, вы естественным образом соединяете одно трио с иным. Работа в треугольниках упрощает жизнь игроку, владеющему мячом, так как постоянно сохраняются два варианта передачи вперед. Это ставит в тяжелую ситуацию защитников, которым приходится принимать решения и повсевременно пробовать предвидеть, в котором направлении будет развиваться атака и куда движется тройка игроков конкурента. Ключ к успеху — дать мяч в подходящем темпе и подходящему игроку.

Когда я играл в Нидерландах, практически все клубы полагались на систему 4–3–3, а большая часть матчей выигрывались либо проигрывались посреди поля. В формации 4–3–3 задачей вингера было создать фронт атаки как можно обширнее. Потому правый и левый вингеры размещались как можно поближе к бровке, что принуждало последних защитников конкурента расставляться так же обширно, создавая открытое место в центре.

Полузащитники воспользовались данной возможностью, врываясь в вольные зоны меж последними и центральными заступниками. Чтоб предупредить это, последние заступники повсевременно сдвигались поближе к центру, но тогда создавались места на флангах и вингеры могли свободно двигаться вдоль бровки и навешивать в штрафную.

Роль полузащитников в формации 4–3–3

В данной системе полузащита имеет три варианта расстановки.

1. Плоское размещение всех 3-х полузащитников в линию: это происходит изредка, так как передача вразрез меж этими футболистами отыгрывает всю среднюю линию.

2. Размещение, при котором центральный полузащитник является острием треугольника, направленного вспять, другими словами оказывается впереди защиты и играет шестого номера.

3. Размещение, при котором центральный полузащитник является острием треугольника, направленного вперед, и находится в атакующей позиции под нападающими (другими словами играет десятого номера).

Голландским футболистам, которые расценивают эти тройки полузащитников как треугольники, мысль знакома и отлично понятна. В Великобритании же не принято гласить о верхушке треугольника, направленного вперед либо вспять. Тут формация команды описывается числами: 4–3–3 с верхушкой треугольника, направленного вспять, считается системой 4–1–2–3, а 4–3–3 с верхушкой треугольника, направленного вперед, — системой 4–2–1–3. Таковым образом, в первом случае у вас два атакующих полузащитника, а во 2-м — один.

Опосля того как «Челси» выслал Жозе Моуринью паковать чемоданы, Гус Хиддинк попробовал организовать полузащиту по системе 4–1–2–3. Чтоб сделать безупречное сочетание в полузащите, для вас требуется три игрока различных типов: тот, кто умеет отлично надзирать мяч, спринтер и креативный форвард, который может забивать голы.

У Хиддинка как раз нашлись такие игроки в лице Джона Оби Микела, Неманьи Матича и Сеска Фабрегаса. Но что-то шло не так. Постоянно ли три выдающихся футболиста, владеющие определенными необходимыми свойствами, вписываются в систему 4–3–3? Оказывается, нет. Оби Микел играет в оборонительном ключе, но ему не хватает способностей единоборств, он не выносит мяч, а когда команда получает либо теряет мяч, он недостаточно стремительно переключается на другую роль в глубине поля. Матич, естественно, спринтер, но лишь с мячом в ногах; для игры в глубине он недостаточно резв. Фабрегас фантастически играет в атакующий футбол, но в обороне он нередко допускает ошибки.

Когда вы прицениваетесь к полузащитнику и собираетесь его приобрести, к беде могут привести почти все причины. Сочетание требуемых от различных игроков свойств — это узкая работа: на бумаге все может смотреться здорово, но никаких гарантий нет. Необходимо ожидать и глядеть, что получится на практике. Нередко наилучшее сочетание находится благодаря некий случайности.

Иной пример — «Манчестер Юнайтед» в конце 90-х. У сэра Алекса Фергюсона посреди поля была реальная, отлично смазанная машинка, взаимодействие которой с одним либо 2-мя нападающими было отлажено, как швейцарские часы. Эти профессиональные и утонченные игроки могли просто перебегать с системы 4–4–2 на 4–3–3, при этом как с одним, так и с 2-мя атакующими полузащитниками. Все шло отлично, так как полузащитники «Юнайтед» могли играться в различных системах и различных ситуациях.

У «Манчестер Юнайтед» были фантастические форварды: Энди Коул, Дуайт Йорк, Тедди Шерингем, Уле Гуннар Сульшер и Рууд ван Нистелрой. В центральной оси игрались Рой Кин, Пол Скоулз, Ники Батт, а потом Майкл Каррик и Даррен Флетчер. На краях были такие игроки, как Райан Гиггз, Дэвид Бекхэм, а позже Криштиану Роналду. Их свойства дозволяли «Юнайтед» добавлять всякий раз, когда того добивалась игра.

У команды сэра Алекса постоянно был излишний козырь в рукаве. В особенности неплохи они были, на мой взор, в Лиге чемпионов. Они могли просто конвертировать свою систему игры в формацию с единственным форвардом и игроком под нападающим. Чудилось, что сэр Алекс Фергюсон может выпустить на поле одиннадцать всех футболистов — и все пройдет непревзойденно.

Это обосновывает, но, что решающим фактором стают все таки личные свойства.

Твердая схема

Будучи тренером «Челси», «Ньюкасл Юнайтед» и «Фейеноорда», я при разработке системы игры постоянно уделял основное внимание качествам собственных футболистов. Ни в каком из этих клубов не был принят определенный стиль игры. Думаю, «Аякс» — единственный клуб в мире, который на формальном уровне просит от тренера использовать систему 4–3–3. Все команды клуба — от шестилеток до первого состава — играют по данной системе. Здесь необходимо бы что-то сказать о инструкциях для тренеров совершенно, но я не понимаю другого клуба, где все было бы так агрессивно, как в «Аяксе».

В «Фейеноорде» я начал с 4–3–3, так как у меня был прирожденный форвард — Дирк Кюйт. Справа у меня был молодой в те годы Саломон Калу, талантливейший игрок сборной Кот-д’Ивуара с прекрасным даром паса — резвый, действенный и не без голевого чутья. Слева играл футболист бельгийской сборной Барт Гоор — чудилось, у этого нападающего снутри некий дизельный движок, поэтому что он непрестанно носился взад-вперед. На бумаге он был левым нападающим, но на практике он был липовым вингером, поэтому что с мячом ему позволялись любые вольности.

В Нидерландах «Аякс» продолжал придерживаться системы 4–3–3, в какой за вингерами были агрессивно закреплены их позиции и им не приходилось повсевременно двигаться навстречу продвигающимся вперед заступникам. Даже когда клуб играл в Лиге чемпионов либо Лиге Европы, Франк де Бур, прошлый в то время тренером, не делал никаких уступок. Заканчивалось дело обычно резвым вылетом «Аякса», так как защищаться против данной системы сравнимо просто.

Наиболее того, у «Аякса» недостает денег, чтоб воспитать свою профессиональную молодежь до полной зрелости, — она уходит в остальные клубы. И уж тем наиболее у «Аякса» нет на данный момент ресурсов для покупки игроков такового уровня мастерства, чтоб они подступали под старенькую вариацию схемы 4–3–3, которая так успешно работала 40 годов назад. Мир поравнялся с «Аяксом» и опередил его по финансам, на физическом уровне и тактически. На физическом уровне — поэтому что «Аякс» выпускает на поле юных игроков, которым еще лишь предстоит созреть. Тактически? Здесь дело в ординарном упрямстве: люди в «Аяксе» живут прошедшим.

В Амстердаме обожают в качестве примера указывать на «Барселону», но здесь не быть может никакого сопоставления. «Барселона» может играться для себя 4–3–3 и совершенно не принимать во внимание планы иной команды: ее футболисты весьма сильны персонально — на техническом уровне и тактически. «Аяксу» о таком уровне приходится лишь грезить.

Сумасшедшие либо прекрасные?

Посреди 90-х команду «Уимблдон» знали под прозвищем «Сумасшедшая банда». Но ничего сумасшедшего по сути в их не было. Философия в базе их варианта системы 4–3–3 была очень кропотливо обмыслена. Они уместно употребляли те свойства, что имелись в распоряжении футболистов. Я могу судить о этом по собственному опыту, так как «Челси» в весеннюю пору 1997 года играл с «Уимблдоном» в полуфинале Кубка Великобритании.

В той команде ничего не делалось просто так. Они точно не исповедовали стиль «лупи — беги», как считали почти все. Они выходили из обороны через вратаря и центрального заступника, который высылал мяч на фланг, чуток на ход набегающему правому заступнику. Резким диагональным пасом вперед последний находил нападающего Маркуса Гейла у бровки. Он был футболистом огромного роста, мощным как бык. Он повсевременно находил возможность для стыка и никогда не сберегал себя. Его задачей было побороться за мяч, добившись углового либо аута ближе к чужим воротам. Если же мяч оказывался в поле, на него устремлялись три полузащитника.

Этот план работал в хоть какой ситуации. В «Уимблдоне» степень специализации была такая, что хоть какой аут либо угловой можно было разглядывать как голевой момент. Команда создавала аврал в рядах конкурента. Они намного обогнали свое время. На данный момент любая команда усиленно тренирует обычные положения, так как становится все труднее пройти кропотливо организованную оборону, полную наилучших спортсменов. Игру в «Уимблдоне» делали такие игроки, как Винни Джонс, Эйвинд Леонардсен, Робби Эрл, Дин Холдсуорт и нападающие Эфан Экоку и Маркус Гейл. В том сезоне — 1996/97 — «Донс» финишировал восьмым в премьер-лиге и вышел в полуфиналы как Кубка Великобритании, так и Кубка Британской лиги, имея при всем этом самый небольшой бюджет во всем дивизионе!

Моя стратегия борьбы с «Уимблдоном» в Кубке Великобритании подразумевала отказ от обычной системы 3–5–2 и внедрение плана, основанного на формации 4–4–2. Мне необходимо было отыскать метод борьбы с вертикальным футболом конкурента, а если мяч все таки летел в нашу сторону, левый и правый заступники должны были иметь возможность принять роль в обороне. Я вбивал в голову игрокам, что они должны были создать все от себя зависящее, чтоб предупредить угловые, штрафные и ауты. Пусть играют на флангах, гласил я, поэтому что в этом случае они могут еще меньше, чем при любимых обычных положениях. План сработал искрометно, и Гейлу практически не представлялось шансов посеять обыденную панику.

Новейшие требования к центрфорварду в системе 4–3–3

Эволюция футбола привела к иному варианту 4–3–3, отличающемуся от той формации, которая захватила мир 40 годов назад, когда голландские футболисты удачно разрабатывали эту систему в «Фейеноорде», «Аяксе» и государственной сборной. Довольно посмотреть на «Барселону».

Атакующие рывки полузащитников практически постоянно проходят через центр, так что заступники конкурентов обязаны страховать центр, бросая свои позиции на краях. Так создается место для Жорди Альбы и Дани Алвеса, подключающихся из глубины, либо Неймара и Месси, играющих на левом и правом флангах.

Сейчас последние заступники в системе 4–3–3 играют весьма важную роль в атакующих действиях — как при выходе из обороны, так и фактически в нападении. Они могут далековато продвигаться по правому и левому флангам, поэтому что в наше время практически в хоть какой команде, играющей по системе 4–3–3, на правом краю выступает левоногий форвард, а на левом — правша. Когда команда обладает мячом, вингеры естественным образом смещаются в центр. Это дозволяет заступникам нырять в освободившиеся зоны на флангах, а двое полузащитников продолжают смотреть за 2-мя выдвинутыми вперед игроками конкурента. В эталоне команды должны быть способны стремительно перебегать с фланга на фланг, так как на том краю поля, где находится мяч, вольного места обычно незначительно: все заступники смещаются в ту сторону, где двигается мяч.

В компании последних защитников, выступающих в роли атакующих вингеров, и фактически фланговых нападающих, которые смещаются в центр для организации композиции либо фактически захода на удар, центрфорвардам приходится обосновывать свою полезность.

Центральным нападающим в современной системе 4–3–3 приходится труднее всего, в то время как ранее они, можно сказать, могли отдохнуть. Необходимо было всего только дождаться паса с фланга, ускориться и, как на тренировке, добежать до ближней либо далекой штанги, чтоб замкнуть навес либо прострел. На данный момент центрфорварды больше не могут бежать во главе атаки; они должны создавать место для остальных игроков команды, в особенности для смещающихся в центр вингеров. А так как перед воротами обычно незначительно места, центрфорвард обязан оттягиваться вспять.

В современной системе 4–3–3 новейшие звезды возникают на флангах — Месси, Неймар, Криштиану Роналду и Роббен затмевают выдающихся бомбардиров, как это вышло с Руудом ван Нистелроем на чемпионате мира 2006 года в Германии либо Робертом Левандовским сначала карьеры в «Баварии». В то время они были в числе наилучших игроков мира, но сама их позиция начинала доставлять неудобства, так как в ней важнее сделалось создавать место для Робина ван Перси и Арьена Роббена — либо Франка Рибери и Арьена Роббена, — а не играться первую скрипку при окончании атак.

Короче говоря, в новеньком варианте 4–3–3 центрфорварды совсем преобразились. Они закончили быть чисто атакующими игроками. Даже Златан Ибрагимович нередко оттягивается вспять и врубается в игру посреди поля. В атакующих командах это может привести к совсем невообразимым сочетаниям. Логично, что нападающие оказываются под неизменной опекой и нередко обязаны уступать пространство полузащитникам, которым проще двигаться и надзирать мяч.

В голландской команде на чемпионате мира 2006 года в Германии Арьен Роббен и Робин ван Перси повсевременно набегали с левого и правого флангов, а злосчастный Рууд ван Нистелрой не осознавал, куда ему деваться. Это было источником неизменного стресса и усугублялось к тому же тем, что тренер Марко ван Бастен открыто и часто гласил о том, что ван Нистелрой не совладевает на собственной позиции. Опосля чемпионата мира ван Нистелрой ушел из сборной.

В 2015 году в «Баварии» Пеп Гвардиола начал с того, что усадил Роберта Левандовского на лавку. Гвардиола отрядил в центр атаки Томаса Мюллера, полузащитника по амплуа. Это не приносило особенных результатов, пока Левандовский в один момент не забил 5 мячей в вынесенной игре против наиблежайшего преследователя, «Вольфсбурга» — в то время 2-ой команды бундеслиги. Был 6-ой тур, и Левандовский начал матч на лавке. На 2-ой тайм он вышел заместо полузащитника Тьяго Алькантары. Команда проигрывала на «Альянц Арене» 0:1. С 51-й по 60-ю минутку Левандовский забил 5 голов (и установил итоговый итог 5:1), что принесло ему ряд рекордов: самый резвый хет-трик (три с половиной минутки), самый резвый покер (наименее 6 минут) и самые резвые 5 голов (за девять минут) в бундеслиге. И ведь помыслить лишь — до данной игры у него был непростой период, когда он пробовал отвоевать пространство в стартовом составе, поэтому что не осознавал, что желает от него Гвардиола, и, судя по всему, не владел свойствами, которые были необходимы Гвардиоле от центрального нападающего.

Любопытно, что в матче с «Вольфсбургом» не игрались ни Роббен, ни Рибери — два последних игрока, которые повсевременно смещаются в центр. Роббен — левша, играющий на правом фланге, а Рибери — правша, занимающий позицию слева. Естественно, это никакое не совпадение.

Центральные нападающие нередко испытывают трудности такового рода в современном варианте 4–3–3, в каком команды стараются почаще переводить игру на одну вторую поля конкурента. Если вы, используя эту систему, оттягиваетесь к своим воротам и полагаетесь на контратаки, это ставит нападающего в тяжелое положение, хотя он все еще может остаться на собственной позиции. Нападающие должны быть готовы покрывать огромные расстояния в погоне за мячом, чтоб раскрываться за линией обороны конкурента. Они должны уметь держать мяч в критериях численного меньшинства. В целом центральный нападающий — это цель, вокруг которой сосредоточивается игра в глубине.

Есть и очередной метод интерпретации роли центрального нападающего. Обычно, во всяком случае пятнадцать-двадцать годов назад, от последних игроков ожидалось, что они будут поддерживать центрфорварда.

Когда последние заступники подключаются к атаке, формация 5–3–2 перебегает в 3–5–2

Сейчас, когда команда теряет мяч, последние нападающие фактически обязаны брать на себя обязанности правого и левого защитников, так как они должны преследовать бросающихся в атаку конкретных оппонентов (оборонительных полузащитников), а сами правый и левый заступник при развитии контратаки смещаются к центру, нередко к границам штрафной площади. Время от времени оборонительная линия (либо малогабаритный полумесяц) в этом случае состоит из 5 либо 6 игроков.

Система 3–5–2

Когда я приехал в Великобританию, «Ливерпуль» играл по схеме 3–5–2. Это было соединено до этого всего с присутствием в команде Джона Барнса. Барнс был не весьма неплох в отборе, но отлично работал с мячом и непревзойденно лицезрел игру. И что бы вы сделали на месте «Ливерпуля»? По максимуму использовали бы эти способности Барнса, предоставив ему возможность вести игру. Отобрав мяч, заступник немедля высылал его Барнсу, и конкретно он, а не кто-нибудь еще из пятерки полузащитников управлял атакующими действиями и мог играться даже в качестве нападающего.

«Ювентус» и государственная сборная Италии — «Скуадра Адзурра» — употребляли ту же систему, чтоб использовать наилучшие свойства Андреа Пирло. Время от времени зависимо от конкурента они переходили на игру по системе 3–4–3 лишь для того, чтоб высвободить Пирло от игры без мяча и защитить его, когда команда вновь обретала мяч.

Крайнее было нужно, так как ни одна команда не может остаться парализованной, если 1-го из футболистов выключат из игры. В этом случае команда обязана создать так, чтоб бремя лидерства перехватили остальные, либо перейти на другую формацию, не так очевидно выставляющую эту уязвимость.

Система 3–5–2 безупречна, если в согласовании с вашим игровым планом для вас требуется насыщенный игроками центр поля. Эта формация безизбежно приводит к наличию 2-ух игроков бровки, которые могут бегать так, что им не составит трудности часто совершать рывки на 50–60 метров туда и назад.

Зависимо от того, кто обладает мячом, эти профессиональные спринтеры отлично закрывают три разные позиции: последних защитников, полузащитников и форвардов. В «Ювентусе» справа играет швейцарец Штефан Лихтштайнер. Кажется, что у него 5 пар легких.

Ван Гал, Бразилия, 2014 год

К кошмару всех голландских пуристов, Луи ван Гал на чемпионате мира 2014 года в Бразилии применил систему 5–3–2, чтоб поддержать слабенькую защиту, добавив излишних игроков. Он даже принудил 1-го из нападающих (Робина ван Перси) оттянуться вспять, чтоб совсем запечатать оборону. Ван Гал принудил национальную сборную играться в согласовании с сильными сторонами футболистов.

Так как Роббен в атаке мог занимать всякую позицию, Нидерланды, хоть и отказались от собственной исторической формации 4–3–3, преуспели на турнире, заняв третье пространство. До этого чем вчеркивать игроков в тактическую формацию, тренер должен кропотливо проанализировать свойства собственных футболистов. В отборе на чемпионат мира и на самом бразильском турнире ван Гал отлично совладал со собственной работой.

Когда голландская команда игралась по защитной схеме 5–3–2, она могла стремительно и умело переключиться на атакующую формацию 3–5–2, отобрав мяч и выдвинув 2-ух последних защитников вперед. Это практически постоянно давало численное преимущество посреди поля, в особенности если конкуренты придерживались системы 4–4–2. При потере мяча два последних заступника сдвигались в центр, замещая там уходящих в глубину полузащитников.

В ответ на критику со стороны СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) и мысли по поводу того, что он закончил веровать в атакующий футбол, ван Гал заявил, что по сути он играл не по схеме 5–3–2, а по схеме 3–5–2. Но ему никто не поверил.

То, как атакующей либо защитной является та либо другая система, зависит от команды и плана тренера на матч: как он собирается его выигрывать? Тут к тому же было разумеется, что система как такая — это не священная скотина: она работает либо не работает вследствие личных свойств игроков.

Ван Гал в «Манчестер Юнайтед»

Любопытно, что опосля ухода из сборной Голландии Луи ван Гал ввел систему 5–3–2 на «Олд Траффорд». В Бразилии, повесив для себя на шейку бронзовую медаль, ван Гал совсем поверил в эту формацию, что было умопомрачительно, так как до того он постоянно придерживался совсем другой философии, выступая за систему 4–3–3, за атакующий футбол, за преобладание и игру на половине поля конкурента.

Новое видение футбола от ван Гала было тем наиболее нежданным, что он попробовал применить его в одной из самых брутальных установок Великобритании. Сэр Алекс Фергюсон разработал утонченный стиль, основанный на расчетливом атакующем футболе, и этот стиль был еще поближе к прежним убеждениям ван Гала, которые тот воплотил в «Аяксе», «Барселоне» и «Баварии».

Так как ван Гал считал, что его защита слаба, а сам продолжал заместо защитников брать нападающих, его систему признавали неудачной, хотя в процессе матча он нередко переходил на схему в четыре заступника. Голландский тренер в итоге оказался под огнем критики и одержал очень не достаточно побед. Наиболее того, такие бывшие звезды команды, как Пол Скоулз и Рио Фердинанд, сетовали, что его система кислая и убаюкивающая.

Игровая схема 4–5–1

Одна из самых защитных тактик — это формация 4–5–1. От 4 защитников в этом случае не требуется готовность в хоть какой момент перебегать к атакующей роли, а два полузащитника в главном занимаются поддержанием баланса в обороне. Это оставляет в атаке 4 игроков, хотя строится нападение по большей части вокруг единственного форварда. Если у вас резвый форвард, атака становится его единоличным предприятием: поддерживают его максимум два игрока, а почаще и совсем один. Другие не теряют собственной позиции. Если нападающий различается быстрее техникой, чем скоростью, то вся схема выдвигается незначительно вперед, чтоб уменьшить расстояние до чужих ворот и посодействовать центрфорварду. Без этого у конкурентов возникает очень много места, чтоб обезвредить атаку.

Сенсационный триумф «Лестер Сити» в сезоне-2015/16 поразил всех. Стать чемпионами Великобритании — это впечатляющее достижение. Команда Клаудио Раньери игралась в прекрасный контратакующий футбол, так как таковой стиль отлично подступал к наилучшим качествам игроков.

Всякий раз, когда команда теряла мяч, все игроки устремлялись вспять на свои позиции. Впереди оставался лишь резвый как молния форвард Джейми Варди. В итоге создавалась расстановка 4–5–1, которая опосля перехвата мяча командой трансформировалась в 4–2–3–1. Это отлично работает, если команда осознает, что созодать, и все искусно играют свою роль при потере мяча. Варди повсевременно мешал организации атак конкурента, что давало его партнерам возможность перегруппироваться и образовать плотную линию обороны.

Расстановка 4–2–3–1

«Лестер» был не попросту отлично организованной командой: игроки владели стальной волей и неукротимой энергией, которую умудрялись сохранять в протяжении всех девяноста минут. Потому что детали стратегии были весьма отлично проработаны, им удавалось сполна пользоваться сильными сторонами как собственного нападающего, так и французско-алжирского плеймейкера Рияда Мареза и француза малийского происхождения Н’Наго Канте. Команда могла уходить глубоко в оборону, так что перед игроками было много вольного места, которым могли пользоваться резвые и впору переключающиеся с обороны на атаку полузащитники. Каждую игру мяч оказывался в сетке ворот конкурентов, хотя все и задумывались, что уж на этот-то раз притча «Лестера» подойдет к концу.

Наиболее того, радостно было созидать, что стратегия и система были специально подогнаны под команду и непревзойденно подступали ее игрокам, как и в «Уимблдоне» за 20 лет ранее. Если б «Лестер» использовал расстановку 4–3–3, это ни к чему бы не привело: огромную часть матчей команда бы проиграла, так как игра без вольного места на половине поля конкурента не заложена в гены этих футболистов. А заступники не относятся к игрокам, которые уютно ощущают себя, имея за спиной необъятные вольные зоны. Так что Раньери и пробовать не стал.

Можно сказать, что «Лестер» адаптировался не к конкуренту, а к себе. Так что нечего прислушиваться к критикам, которые постоянно начинают сетовать, как проходит «медовый месяц». Поэтому что «Лестер» смог так удачно кинуть вызов вершине премьер-лиги — владельцам огромных валютных мешков и дорогих игроков, что огромные клубы стали сами подстраиваться под их. В особенности броско, что фуррор был достигнут в критериях ограниченного бюджета.

Безупречная стратегия игры против «Лестера» ординарна: используйте ту же систему, что и они. Пусть наживу глотают они. Отводите силы в оборону и помышляйте о атаке, лишь возвратив для себя мяч. С виду это просто, но можно ли так поступить, если вы — «Манчестер Сити», либо «Арсенал», либо «Челси», либо «Манчестер Юнайтед», либо «Ливерпуль», либо «Тоттенхэм»? Каким командам хватит смелости и терпения так играться? Немногим, даже если это дает шанс на победу. Но по сути выбора нет. Такой футбол высшего уровня. Дайте инициативу и смотрите за тем, что случится далее.

В «Лестере» не привыкли играться с мячом. Они предпочитают быть слабейшей стороной. Если же дать мяч, они начинают мыслить, что вправду весьма неплохи, и скоро попадают впросак.

Это в природе всякого футболиста: хоть какой игрок начинал с того, что задумывался, как будто он способен в атаке сотворить с мячом нечто особое.

От этого основного инстинкта не укрыться — он един для всех. Это относится и к игрокам «Лестера». У их красивые возможности — логично, ведь они играют в премьер-лиге. Они владеют подабающей выносливостью, чтоб добиваться результатов. Но их трудности начинаются, когда отдаешь им инициативу.

Баланс посреди поля

При игре в три полузащитника безупречным будет таковой вариант: один движется назад-вперед, занимая позицию у обратных ворот, 2-ой читает игру, организует атаку и диктует ее темп, 3-ий отвечает за динамику игры, отбирая мяч у конкурентов и доставляя его плеймейкеру либо нападающим. Он должен также уметь читать композиции оппонентов.

Такое сочетание приводит к балансу посреди поля. Это нужно, потому что практически все матчи решаются в центре поля, потому на данный момент почти все тренеры предпочитают держать там четырех, а то и пятерых игроков. В наши деньки расстановка 4–3–3 во время защиты нередко перебегает в 4–5–1, так как вингеры стягиваются к центру. В Великобритании это именуется 4–1–4–1. В Нидерландах базисной структурой является трио, и большая часть установок играют или с одним выдвинутым вперед игроком (4–2–1–3), или с одним оттянутым (4–1–2–3).

У установок, которые держат посреди поля 4 футболистов, как в расстановке 4–4–2, атакующий вариант преобразуется в 4–2–4. Нередко двое полузащитников поддерживают атаку, что вынуждает 2-ух оставшихся хавбеков находиться посреди поля, если команда теряет мяч.

Если в полузащите в системе 4–4–2 употребляется расстановка ромбом, то один центральный полузащитник размещается прямо перед 2-мя центральными заступниками, а 2-ой — под 2-мя нападающими: 4–1–2–1–2. Два последних полузащитника в таковой формации играют несколько наименее обширно.

В любом случае полузащитники должны повсевременно мыслить: а что если?.. Что если мы потеряем мяч? Будем ли мы в правильной позиции? Необходимо знать свою позицию, так как футбол и анализ противника стали уже так утонченными, что секундная утрата концентрации при перехвате мяча конкурентами может стать решающей.

3-ий полузащитник сзаду

Когда в расстановке 4–3–3 вы играете с 3-мя полузащитниками, при всем этом 3-ий размещается сзади других, другими словами практически по схеме 4–1–2–3, двое остальных полузащитников должны играться оживленно, повсевременно двигаясь взад-вперед. Если один начинает рывок, то 2-ой должен оставаться на подстраховке, чтоб подчистить за ним, если атака захлебнется. Правый и левый полузащитники должны быть умными игроками: они не могут сразу подключиться к атаке. Чтоб закрыть середину поля по всей ширине, требуется по наименьшей мере два футболиста. Если остается лишь один, то у конкурента возникает большущее место в центре, так что если он перехватывает мяч, то полузащитники побегут в контратаку, практически не встречая сопротивления.

Один из последних полузащитников должен постоянно подключаться к атаке на ворота, а 2-ой {перемещается} сзаду, чтоб схватить мяч, если тот будет выбит защитой конкурента.

3-ий полузащитник впереди

При игре в расстановке 4–3–3 с 3-мя полузащитниками, один из которых выдвинут вперед, другими словами 4–2–1–3, двое остальных полузащитников должны закрывать всю центральную линию, по большей части для сохранения контроля над обороной, если нападающий либо выдвинутый полузащитник, так именуемый десятый номер, растеряет мяч. Не считая того, этот крайний игрок отвечает за связь атаки с полузащитой.

На данный момент роль десятого номера труднее, чем 20 годов назад, так как он обрел много новейших задач, а место для маневров, напротив, сократилось, так что игрок должен действовать стремительно. К примеру, в собственной тарелке на данной позиции себя ощущает Хуан Мата… Хотя, на мой взор, он мог бы забивать и больше.

Два голландских игрока до совершенства довели выполнение данной роли — Деннис Бергкамп и Яри Литманен в «Аяксе». Они постоянно появлялись в подходящем месте в необходимое время. Голы Бергкампа были великолепны: потрясающе исполненные, практически произведения искусства. Их до сего времени помнят болельщики — к примеру, классный гол, забитый «Ньюкаслу» за «Арсенал» опосля затяжного рывка.

Позиция Руни

Уэйн Руни — очередной футболист, который умеет играться неверного форварда на позиции десятого номера. Тренеры Руни выбирают меж тем, чтоб поставить его на позицию десятого номера, создать центрфорвардом либо левым вингером. Фергюсон часто употреблял его в крайнем качестве. Руни никогда не мог сосредоточиться на некий одной роли. Его позиция нередко определялась расположением игроков его команды либо коллектива конкурентов.

Я могу осознать тренеров, но для самого Руни это не постоянно вело к положительным результатам — хотя бы поэтому, что неизменные конфигурации приводили к нескончаемым спорам о том, какая позиция будет для него безупречной. Пока Руни играет на высшем уровне, СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) никогда не успокоятся: кто же он — нападающий либо десятый номер? Дебаты эти достаточно искусственные, так как в главном вращаются вокруг его голов. Если он три недельки не забивает, его объявляют 10-кой, а если в данной роли ему удается отличиться два раза за матч, то вот он уже и центрфорвард.

Возможно, Руни в собственной карьере уже не сумеет отвертеться от этих споров. И все это вместе с неизменной сменой ролей не дает Руни развиться в 1-го из вправду наилучших игроков современности.

Кто-то вроде Лэмпарда

В «Челси» Фрэнк Лэмпард был главным футболистом при игре без мяча. На собственной позиции в центре поля он был не столько связывающим звеном меж полузащитой и нападением, сколько завершителем атак в штрафной площади. Он задумывался не как полузащитник, а быстрее как оттянутый форвард. Как и вся команда, он был должен уметь оперативно переключаться при потере мяча, так что команда обязана была быть весьма равновесной. Таковой полузащитник, как Лэмпард, постоянно оказывается там, где мяч. Отсюда следует, что нужен иной полузащитник, который будет занимать оставляемую Лэмпардом зону. Без баланса посреди поля матч будет проигран. На эту делему я уже указывал применительно к сборной Великобритании.

Если «Челси» был посильнее конкурента, решить эту делему удавалось относительно просто, так как класс полузащитников был достаточен. Но при встрече с наиболее сильными оппонентами необходимо было быть усмотрительным: если удавалось сохранить баланс, то футболист с таковыми свойствами, как у Лэмпарда, мог просто решить игру. Тренер, имеющий в составе Лэмпарда либо кого-либо вроде него, повсевременно должен находить безупречную позицию для такового игрока. Для этого, какова бы ни была система, которую решает употреблять тренер, необходимо, чтоб команда поддерживала собственного Лэмпарда и давала ему возможность созодать то, что необходимо. Под систему можно приобрести и новейших игроков. На высочайшем уровне это может стать решающим аргументом.

Численное преимущество посреди поля

Чтоб достигнуть численного достоинства в центре поля, можно или выдвинуть вперед заступника, или отодвинуть нападающего. Это делает место в атаке для набегающих игроков.

Логично, что наилучшая полузащита — у «Барселоны». Она смотрелась еще убедительнее, когда там играл Хави Эрнандес, формировавший посреди поля трио с Андресом Иньестой и Серхио Бускетсом. Главный нюанс — это динамика в игре без мяча. Как они согласны работать друг для друга, давать возможность товарищу по полосы играться еще лучше? Для этого необходимо повсевременно двигаться и быть готовым повсевременно подхватывать мяч.

Бускетс был полузащитником оборонительного плана, Хави — плеймейкером, который раздавал пасы вправо и влево, а Иньеста в данной тройке был атакующим полузащитником. Он предпочитал играться вперед, отдавая мяч партнерам и оказываясь рядом с нападающими прямо перед воротами.

Блуждающая позиция

В «Аяксе» в 1995 году в центре поля постоянно было на 1-го игрока больше: вольный заступник Данни Блинд выдвигался вперед, а стоппер Франк Райкаард отходил вспять. В «Барселоне» Месси до прихода Луиса Суареса нередко занимал ту же позицию. Он нередко оттягивался вспять, в середину поля, создавая численное преимущество.

Центральные заступники изредка покидают собственный пост, так что с Блиндом и Месси у «Аякса» и «Барселоны» постоянно было больше игроков в центре. Конкретно так, как мы уже лицезрели, и выигрываются матчи.

В этом случае в защите необходимо основывать стратегию на организации командной игры и сокращении расстояний, что удалось создать «Челси» в полуфинале Лиги чемпионов в 2012 году. Восполнить численное меньшинство посреди поля можно, если команда в состоянии предвидеть, куда конкретно в атаку будет ориентирован мяч оттуда. Нужно кропотливо смотреть за теми, кто продвигается вперед, и встречать их, заблокируя и не стесняясь по мере необходимости физического контакта. Недозволено, чтоб в центре поля кто-то просто глядел на мяч. Полузащитники должны созидать наиболее широкую картину, следя за всей игрой.

Йохан Кройф поначалу был нападающим, но в процессе карьеры равномерно отходил вспять, чтоб конкретно развивать атаку из глубины и пичкать партнеров передачами. Той же стратегии он придерживался и в роли тренера, насаждая этот подход в собственных командах. Кройф понял все достоинства нападающего, который может отходить вспять. Полузащитник либо оттянутый форвард могут стремительно врываться в вольные зоны.

В один прекрасный момент у нас с Кройфом была дискуссия по поводу игры «Милана» с «Аяксом» сначала 2000-х. Кройф гласил, что «Аяксу» необходимо было совершенно обойтись без нападающих в старте. «Хорошо, — произнес я. — Но на планах “Милана” это никак не сказалось бы. Они никак не изменили бы игру в обороне. Блоки защиты и полузащиты расположились бы квадратом в центре поля, подкрепленные последними заступниками и полузащитниками. Если “Аякс” сдвигает игру влево либо вправо, туда же уходит и блок обороны».

Двойной аккордеон

Организация игры «Лестера» в сезоне-2015/16 напоминала компанию «Милана» тех пор, когда я за их играл: плотный оборонительный блок, способный гибко передвигаться в ту сторону, где находится мяч. Это уменьшает расстояния, но просит от игроков концентрации и дисциплины: они должны повсевременно двигаться, как меха аккордеона. И дело не только лишь в перемещении слева вправо и напротив — необходимо также передвигаться вперед и вспять. Такую оборону конкуренты практически не в состоянии преодолеть. Этот блок недозволено разбить, пока его участники сосредоточены на том, чтоб сохранять свои позиции и помогать друг дружке, оставаясь на одной и той же дистанции. В итоге разрывы так мелкие, что практически с хоть какой ситуацией можно просто совладать.

Организация обороны в «Лестере» показалась мне знакомой. Тренер Клаудио Раньери, итальянец по национальности, сделал из «Лестера» современный вариант «Милана». Таковым образом, можно сказать, что мы в «Милане» опередили свое время на 20 лет.

Атаки «Лестера» начинаются в обороне. Не все заступники идиентично резвы. Таковой игрок, как Роберт Хут, к тому же не очень гибок. У него довольно физических данных, чтоб оставаться на ногах все девяносто минут в критериях премьер-лиги. Но такового игрока, как Хут, недозволено располагать посреди поля либо просто очень далековато от вратаря. Что все-таки созодать? Вы создаете блок вокруг своей штрафной. Не считая того, у вас есть два стремительных футболиста посреди поля, которые способны занять оборонительные позиции, два-три сверхбыстрых, скупых до голов атакующих полузащитника и один-два стремительных нападающих, которые способны неприятно изумить конкурента в контратаке.

Сцилла и Харибда

Несколько годов назад «Арсенал» выступал с опорой на сильную защитную линию, состоявшую из 4 человек — Тони Адамса, Мартина Киоуна, Патрика Виейра и Эмманюэля Пети. За ними стоял вратарь Дэвид Симэн. Впереди игрались центрфорвард Иэн Райт, резвые вингеры — Марк Овермарс и Фредерик Юнгберг — и, очевидно, мастера стиля Тьерри Анри и Деннис Бергкамп. Так как Анри для рывков вперед требовалось место, нужно было, чтоб защитный блок не двигался вперед очень стремительно, по другому игроки «Арсенала» лишь мешали бы друг дружке. Привыкнув к партнерам и научившись играться командой, они лучше стали действовать на чужой половине поля. В итоге «Арсеналу» удалось развить безупречное сочетание 2-ух систем: игры на чужой половине поля и контратак. Это сочетание оказалось безупречным и в 1998 году сделалось приносить дивиденды — титулы в лиге, Кубки Великобритании и пространство в парижском конце Лиги чемпионов 2006 года, где команда проиграла «Барселоне».

Опосля того поражения Арсен Венгер решил и далее развивать команду и стиль игры. За эталон он, судя по всему, брал «Барселону». Заполучив в состав Алексиса Санчеса, «Арсенал» смог до некий степени перенять стиль каталонцев, так что Венгер наверное желал бы взять в клуб к тому же кого-либо вроде Серхио Агуэро.

Любой сезон смотришь на игру команды и думаешь: сейчас у «Арсенала» наконец получится, они возьмут собственный титул. Так и охото, чтоб они преуспели, ведь у Венгера так положительные стиль игры и футбольная философия. К огорчению, все, что он смог выиграть за крайнее десятилетие, — Кубок и Суперкубок Великобритании. Может быть, дело в том, что «Арсенал» мечется меж 2-мя вариациями: держать курс на «Барселону» либо на старенькый «Арсенал», так что команда играет и не в чисто контратакующем, и не в чисто атакующем стиле.

В конце концов

Стратегия — это принципиальное орудие в вашем плане на игру. Но нужна система, которая подойдет вашим футболистам и станет для их 2-ой натурой, которая будет заточена под их определенные свойства. Стратегия обязана учесть к тому же и определенные характеристики иной стороны. Игнорировать их — означает переоценивать собственные способности и недооценивать другую команду (если лишь ваша не настолько же хороша, как «Барса»).

Ни одну систему не стоит считать безупречной: судьбу матча решают игроки. Стоит выдвигать защиту к середине поля, если она недостаточно резва? Естественно, нет. Необходимо ли играться в два нападающих, если у меня по сути лишь один? Нет, необходимо придумать, как извлечь пользу из схемы с единственным форвардом. Время от времени нападающему может оказаться нужно открыть место для вингера, если тот является главным игроком для команды. Словом, ничто не совершенно.

Ввод мяча

Ввод мяча в игру может показаться малозначительным действием: обычно мяч катят чуток вперед, опосля что он в девяноста 9 вариантах из 100 отыгрывается вспять на свою половину поля. Но я постоянно смотрю эти 1-ые секунды с огромным энтузиазмом. Нередко команда, которая начинает встречу, каким-то образом говорит о собственных намерениях: будет ли она искать слабенькое пространство конкурента либо начнет с выяснения планов иной стороны; предпочтет ли комбинационную игру либо настроена на серьезную рубку?

Время от времени видно, что три либо даже четыре игрока готовы броситься вперед опосля длинноватого паса сзаду на чужую половину поля. Это означает, что команда желает сходу же начать оказывать давление на конкурентов, так что, когда мяч опускается на землю, заступнику приходится иметь дело сходу с двумя-тремя конкурентами и схватка завязывается сходу же. Это точный сигнал: мы не боимся.

Иногда команда некое время гоняет мяч по своей половине поля, ждя реакции конкурента: что ответят оппоненты на такую перепасовку вдалеке от их ворот? Желают ли они сходу начать прессинг либо тоже предпочтут выжидать?

Есть команды, которые сходу опосля стартового свистка доставляют мяч вратарю, который или держит его, или выбивает через все поле вперед. Это сходу же приводит к единоборствам. И если сила вашей команды конкретно в этом, то так и стоит начинать.

Спасибо за чтение! Ожидайте продолжения уже завтра, на очереди 7 Глава под заглавием – «Системы». Подписывайтесь на блог чтоб не пропустить последующую главу и ставьте плюсы, если нравится данная рубрика!

 

Подписывайтесь на мой главный блог!

1. Инструкция и Введение

2. Глава 1 — «Путь наверх»

3. Глава 2 — «В Италию»

4. Глава 3 — «В Великобританию»

5. Глава 4 — « Тренер»

6. Глава 5 — «Почему все пошло не так?»

7. Глава 6 — «Обычное положение»

Создатель: Рууд Гуллит / Издательство: Манн, Иванов и Фербер / Перевод: Коробейников А.

Фото: Gettyimages.ru

Источник: sports.ru/