Аккумуляторы для грузовиков, тягачей. Аккумуляторы для грузовой техники, грузовым автомашинам, автобусам.

Аккумуляторы для грузовиков, тягачей. Аккумуляторы для грузовой техники, грузовым автомашинам, спец. технике, малым грузовикам, автобусам.

Автомобили давно вошли в нашу жизнь, так давно, что уже мало кто помнит, что двигатели первых автомобилей в.т.числе и грузовиков заводились специальной ручкой. Порой это сделать было очень непросто. С появлением аккумуляторов (АКБ — аккумуляторных батарей) автомобили стало легко и просто заводить. Но и современные автомобили, особенно грузовики, о которых далее пойдёт речь в этой статье, иногда бывает завести совсем не просто. А причина чаще всего кроется в аккумуляторах. Так что же надо знать об аккумуляторах для грузовиков, чтобы грузовые машины работали в любых условиях чётко и бесперебойно?
Конечно, неплохо знать до тонкостей, из чего состоит эта важнейшая деталь и как с ней обращаться, как выбрать, как заменить. Но чем большее понятие будет об этом важнейшем для автомобиля устройстве – тем лучше.

Аккумуляторы — не самая сложная, но очень гениальная конструкция, из свинцовых пластин и раствора кислоты (электролита), которые превращают химическую энергию в электрическую и наоборот, что обеспечивает:
— запуск двигателя;
— питание всех электрических устройств;
— помощь генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

Аккумулятор для грузовой машины состоит из шести 2-х вольтовых элементов, дающих на выходе 12 вольт, и имеет три основные характеристики:
*емкость – способность АКБ давать определённый ток за определённое время (например, емкость 40 ампер-часов значит, что в течение 40 часов вырабатывается 1 ампер, или 2 ампера вырабатывается за 20 часов);
*пусковая мощность — способность запускать холодный двигатель, т.е. это максимальная пусковая мощность, которую АКБ может выдавать за 30 секунд, при -18 градусов С.;
*резервная ёмкость – время (в минутах), в течение которого АКБ сможет давать ток 25 ампер (подменять собой вышедший из строя генератор).
Все аккумуляторы для грузового транспорта, по своему исполнению делятся на: традиционного исполнения (обслуживаемое) и более современное — необслуживаемого исполнения.
Традиционные имеют в корпусе отверстия, которые закрываются пробками. Это позволяет контролировать плотность электролита, а в случае уменьшения его уровня — доливать дистиллированную воду (но не доливать сам электролит!!!).
АК необслуживаемого исполнения более совершенные, имеют герметично закрытый корпус и при точном соблюдении правил эксплуатации, постоянном контроле за её заряженностью и напряжением на выводах, чётко работают весь гарантийный период. Но, их можно устанавливать только на современные грузовые машины, следует предохранять от загрязнения, вибрации, сильных ударов и следить за постоянной дозарядкой, так как они, в случае перезарядки или недозарядки, восстановлению не подлежат.
Ну и последнее, что надо знать и учитывать при работе на грузовиках – это то, что у этих машин (тягачей, самосвалов, бульдозеров, рефрижераторов и др.) аккумуляторы больших габаритов, ёмкости, высокого значения стартового тока и повышенной устойчивости к вибрации и перепадам температур.

Как выбрать аккумулятор своему грузовику.

Сначала хорошо подготовиться к покупке: чётко уяснить, какой именно нужен аккумулятор и какой производитель предпочтительнее.
Перед выбором аккумулятора следует уточнить в инструкции грузовика, какой тип аккумулятора (емкость, полярность, габариты) рекомендуется для данной марки грузовой машины, модели, объёма и типа двигателя, учитывать комплектацию, климатические условия.

При выборе АК для грузовой машины обязательно следует:
1. познакомиться с характеристиками, содержащимися в маркировке на этикетке АКБ и убедится, что их технические данные (ёмкость и пусковая ёмкость) совпадают или отличаются на ± 10% от данных в заменяемом АКБ, или не хуже технических требований, записанных в инструкции грузовика, к которому подбирается АКБ;
2. обратить внимание на габариты АКБ, чтобы они соответствовали заменяемой: если размеры больше – АКБ не поместится на специальной площадке, а если меньше — её нельзя как следует закрепить;
3. попросить продавца проверить уровень электролита и его плотность (не менее 1.25г/куб см);
4. проследить, чтобы все базовые характеристики были занесены в паспорт приобретаемой АКБ, чтобы в случае её неисправности можно было вернуть в гарантийный срок; посмотреть дату выпуска АКБ и время, которое она пролежала на складе, вычесть из срока полезного использования и из гарантийного срока.
5. обратить внимание на гарантийный срок: для обслуживаемых – не менее 24 месяцев, для необслуживаемых – не менее 18 месяцев (гарантийный срок до 3-х лет не реален, т.к. производственный брак в АКБ проявляется очень скоро);
6. обязательно проверить полярность аккумулятора, чтобы она совпадала с полярностью заменяемой АКБ, т.е. расположение клемм было идентичным заменяемой АКБ: если клемма (+) с лицевой стороны слева, а (–) справа, то АК имеет прямую полярность, если (–) слева, а (+) справа обратная полярность.;
7. обратить внимание на цены — они могут быть неоправданно низкими.

Обслуживание аккумуляторов для грузовиков.

Конечно, все водители знают, что в АК нельзя заменить блоки пластин, крышку или корпус даже на заводах-изготовителях. Бракованные АК просто утилизируются. Срок их службы напрямую зависит от правильного обслуживания АКБ, поэтому надо:
— постоянно следить за заряженностью аккумулятора, заряжая его от источника постоянного тока, или используя любые выпрямители, зарядные устройства;
-помнить, что холостой режим ведёт к разрядке АК; чем дольше АК остаётся разряженным, недозаряженнным, тем проблематичнее будет его восстановление;
— регулярно проверять уровень электролита — снижение его уровня ведёт к коррозии пластин (можно доливать дистиллированную воду, но внимательно следить за тем, чтобы не перелить, т.к. во время зарядки АК уровень электролита несколько повышается и может вытечь, а это кислота!!!);
— следить за прочным закреплением АК, т.к. болтанка стряхивает активное вещество с пластин;
— следить за клеммами, они должны быть чистыми и хорошо затянутыми, чтобы не искрили;
— измерять вольтметром напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) через 6-8 часов после выключения двигателя, чтобы замедлить старение батареи;
— для защиты батареи от утечки тока при простое грузовика отключать на время клеммы бортовой сети;
— хранить в сухих, не отапливаемых помещениях, беречь от света и, особенно, прямых солнечных лучей. Пробки должны быть плотно закрыты, все выступы и специальные заглушки – без повреждений.
— хранить в вертикальном положении, выводами вверх на специальных стеллажах или на поддонах заводской упаковки;
— хранить в заряженном состоянии до 1 года (саморазряд может составить от 25 до 60% в зависимости от исполнения);
— перед закладкой на хранение АКБ, в связи с временным перерывом эксплуатации, предварительно проверить состояние заряженности батареи, измерить плотность электролита в аккумуляторах (если она ниже 1.26 г/куб см или НРЦ ниже 12.6В батарею следует сначала зарядить).
— защищайте АКБ от мороза, так как при нуле градусов она теряет 33 % своей ёмкости, а при температуре ниже 18 градусов- все 50 процентов;
-используйте зарядное устройство для поддержания заряженности аккумулятора на должном уровне: полностью заряженный аккумулятор не замерзнет до температуры -76 градусов С, а полностью разряженная батарея может замерзнуть при 0 °С.

Использование аккумуляторов для грузовых машин.
Современный грузовик, в том числе тягачи и малотоннажные грузовики, трудно представить без различных приборов, которым требуется энергия. Когда машина на ходу и двигатель работает, энергия в электрической цепи вырабатывается генератором, который в это же время подзаряжает аккумулятор.
Когда его двигатель находится в нерабочем состоянии, аккумулятор в грузовиках используется и для обеспечения энергией всех электрических приборов (электростеклоподъемников, музыкальных систем, навигатора, осветительных приборов, радио, сигнализации, замков, и т.д.). Поэтому, очень важно, вовремя заводить двигатель для подзарядки аккумулятора, иначе он потеряет часть своих мощностных характеристик.
Следует взять за правило периодически проверять состояние электрооборудования, установленного в грузовике, которое влияет на работу аккумулятора. Например, могут не пропускать ток окисленные контакты и, если на них не обратить внимание, можно ошибочно «приписать» причину аккумулятору.

Соответствие грузовик – аккумулятор, правильный подбор АКБ для грузовика.

Выше уже говорилось о том, на что надо обращать внимание при выборе аккумулятора для грузовой машины. Но к этому обязательно следует добавить, что, всё-таки, надо уметь разбираться и прочитывать маркировку аккумуляторов. Самое правильное — заменить, как говорят, родной аккумулятор на такой же, так как заводы-изготовители чаще всего выпускают аккумуляторы специально для данной марки грузовиков. Но, если точно такую же приобрести невозможно, то следует выбрать аналогичную, ориентируясь на ёмкость, полярность и габариты. Всё это можно прочитать на имеющейся на батарее маркировке, которая, чаще всего, может быть по Европейскому стандарту или Российскому ГОСТУ.
В Европе батареи маркируются пятью или девятью цифрами, показывающими номинальную емкость, напряжение батареи и вариант конструктивного исполнения.
«60 Ah» – номинальная емкость в ампер-часах (А•ч или Ah).
«420 А» – пусковой ток (ток холодной прокрутки при –18 °С) в амперах (А).
«12 V» – номинальное напряжение в вольтах (V или В).
«1009» – дата изготовления (10 – октябрь, 03 – 2009 год).
«20 кг» – масса АКБ в состоянии поставки с завода.
«+» или «–» – знаки полярности.
«min» и «max» – отметки, между которыми должен поддерживаться уровень залитого электролита.
Маркировка АКБ по российскому ГОСТу «6СТ-60А1» :
— Первая цифра (6)указывает на число «банок», последовательно соединенных аккумуляторов;
— следующее за ней сочетание букв – на назначение АКБ (СТ – стартерная);
— после дефиса идет значение номинальной емкости батареи (60 А•ч);
— после емкости – обозначение исполнения батареи.
— число аккумуляторов в батарее может быть 3 или 6, соответственно ее номинальное напряжение – 6 или 12 В.
Есть и другие маркировки, например,
По стандарту DIN маркировку 5 74 012 068 нужно расшифровать так:
5 – цифра, показывающая «порядок» значения ёмкости (5-до 100А*час, 6-от 100 до 200А*час, 7-свыше 200А*час);
74 – это ёмкость (74А*час);
012 – заводское обозначение типа корпуса, типа крепления и расположения выводов;
068 – ток пуска 680 А по стандарту ЕN/

Некоторые зарубежные производители аккумуляторов для грузовых машин, указывают в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости.
На тему об аккумуляторах для грузовиков можно писать бесконечно, но даже в очень короткой статье следует обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с ними, особенно в случаях их запуска от внешнего аккумулятора. Быть внимательными, не курить, не распахивать одежду, снять все металлические предметы и украшения с себя, не прикасаться к кузову, перед отсоединением кабеля выключить всё!Качественные аккумуляторы для грузовиков, тягачей, и другой грузовой технике, необходимо покупать в специализированном магазине или сервисе, оформить гарантию, и быть спокойным за его качество.
Иногда аккумулятор подводит в самый неподходящий случай! Не нервничайте, просто спокойно подумайте, что может дать сбой, а потом попробуйте завести машину ещё раз.
У Вас обязательно всё получится! Так бывает, что и грузовой технике надо отдохнуть!!!

Источник: com-stil.com