Необходим ли штамп получателя на накладной CMR?

Представьте себе ситуацию. Заказчик заключает сделку с перевозчиком о перевозке груза, на основании которой перевозчик обязуется поставить груз получателю в место назначения в указанное в сделке время. У перевозчика остаётся копия накладной с именем, фамилией и подписью человека, принявшего груз (представителя фирмы). После возвращения перевозчика и оплаты перевозки заказчиком получатель отказывается оплатить полученный заказ, указав, что груз он не получил, а заказ товара вообще был ненастоящим, так как человек, сделавший заказ от имени получателя, с ним никак не связан, и у этого человека нет никаких полномочий действовать от его имени.

Заказчик же, не получив денег от получателя, обращается к перевозчику, требуя компенсацию за потерю товара. Перевозчик обвиняется в нарушении обязанности удостовериться, кому он передаёт груз – перевозчик передал груз человеку, не удостоверившись в его личности, в том, есть ли у него полномочия, а также не потребовав штампа получателя.

24 поле накладной CMR, для подтверждения

– один из важнейших документов перевозки груза транспортным путём, сопровождающий груз с момента его принятия к перевозке до момента передачи получателю. Хотя неправильно заполненный бланк накладной CMR не влияет ни на договор, ни на действие договора, но при правильном заполнении этот документ помогает предотвратить нежелательные споры между отправителем, перевозчиком и получателем, включая споры, связанные с надлежащей передачей груза получателю.

Согласно пункту 1 статьи 6 конвенции CMR, в накладной должно быть указано место и дата составления накладной; наименование и адрес отправителя; наименование и адрес перевозчика; место и дата принятия груза и место, предназначенное для доставки; наименование и адрес получателя; принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза); инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным конвенцией CMR.

Во пункте 2 статьи 6 конвенции CMR указана информация, которую необязательно указывать в каждой накладной, но она должна быть указана, если стороны так договорились.

Пункт 3 статьи 6 конвенции CMR разрешает сторонам указать в накладной и любые другие данные (кроме тех, которые указаны в пунктах 1 и 2 статьи 6 конвенции CMR), которые, по мнению сторон, необходимы.

В конвенции CMR не указано, что все поля бланка CMR должны быть заполнены. Несмотря на это, часто участники отношений перевозки считают, что в 24 поле накладной должна быть не только подпись получателя, но и штамп фирмы, так как в бланке возле этого поля указана надпись

Однако ещё в начале этого года Верховный суд Литвы, приняв окончательное и неоспоримое решение, указал, что пунктом 1 статьи 13 конвенции CMR

Суд подчеркнул, что в конвенции не указано, что все указанные в бланке поля должны быть заполнены. Несмотря на это, стороны могут как договориться об обязательности заполнения каких-либо полей, так и о количестве данных в этих полях. Такой договор, основываясь на пояснении суда, должен попасть под сферу применения пункта 3 статьи 6 конвенции CMR.

Отвечая на вопрос, заданный в начале этой статьи, можно утверждать, (а только имя, фамилия и подпись представителя получателя).

Вышеуказанные пояснения Верховного суда Литвы могут быть применены и в других ситуациях.

Например, в ситуациях, когда экспедитор отказывается оплатить перевозчику денежные средства за доставленный товар, потому что на накладной CMR нет штампа таможни.

Если перевозчик и экспедитор не договаривались, что экземпляр накладной CMR, получаемый экспедитором, должен быть со штампом таможни, экспедитор не вправе отказаться от оплаты услуг перевозчика за доставленный товар, а перевозчик, в свою очередь, имеет право требовать у экспедитора оплаты за перевозку даже при отсутствии данного штампа.

Эти пояснения предоставлены Литовским судом, но так как конвенция CMR — это международный договор, то поясняя и применяя его, государства – участники конвенции должны учитывать пояснения и практику применения конвенции в других странах — участницах конвенции.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей

Источник: com-stil.com