Может ли страховщик вообще отказаться от возмещения ущерба? Да, если происшествие подходит под один из следующих параметров:
· Имел место умысел потерпевшего;
· Из-за действия силы, которую невозможно было преодолеть (например, землетрясение или ураган);
· Из-за радиации от ядерного взрыва;
· По причине войны, в т. ч. гражданской, а также прочих общественных беспорядков;
Ущерб не возместят и по следующим причинам:
· автомобиль, причинивший урон, не застрахован по ОСАГО;
· потерпевший страхователь произвел с автомобилем действия, из-за которых невозможно оценить ущерб;
· несвоевременно оповестили страховщика (в некоторых случаях возможно оспорить в суде);
· не предоставили необходимые документы (далеко не все, что может потребовать страховая, является действительно необходимым)
· причинен только моральный ущерб или упущена выгода;
· страховой случай произошел при обучении вождению или во время соревнований;
· вред причинен из-за груза, если вероятность его причинения должна была страховаться отдельно;
· вред нанесен пассажирам, если они должны быть застрахованы отдельно;
· вред причинен работнику, если возможность его возникновения должна быть застрахована другим договором;
· работник причинил ущерб своему работодателю;
· водитель нанес вред автомобилю и грузу;
· повреждения произошли при погрузке/разгрузке;
· причинен существенный вред окружающей среде;
· пострадали антиквариат, уникальные вещи, в т. ч. здания, драгоценности, деньги, произведения искусства и науки¸ предметы, относящиеся к религии.
Если ваш случай подходит под один из этих пунктов (некоторые из них довольно специфичны и наступают крайне редко), то, увы, страховая компания имеет все основания для отказа в выплате. В ином случае отказ страховщика будет немотивированным.
Когда страховая не может отказать:
Чаще всего страховая компания пытается отказаться от возмещения ущерба, оперируя следующими причинами:
v у страховщика отозвали лицензию;
v у виновника отсутствовали водительские права;
v виновник ДТП был в алкогольном или наркотическом опьянении;
v виновная сторона умышленно причинила вред жизни и/или здоровью;
v причинивший вред скрылся с места ДТП (но потом нашелся);
v авария случилась из-за неисправности, которая не указана в диагностической карте, хотя выявить ее при техосмотре было возможно;
v не предоставили документы, не требуемые в конкретном случае;
v лицо, управлявшее автомобилем, причинившим ущерб, не записано в страховке;
v полис виновника содержит неверные данные, указанные им, чтобы сэкономить на страховой премии;
v виновник не предоставил страховщику свою часть бланка извещения в положенный срок (если ДТП оформлялось без сотрудников ГИБДД);
v ДТП произошло в период, не предусмотренный страховкой;
v виновник не предоставил машину на экспертизу;
v устроивший ДТП восстанавливал или утилизировал свое авто до окончания 15 суток после ДТП (при оформлении по Европротоколу).
Что делать, если вам неправомерно отказали в выплате по ОСАГО:
Доказывать свою правоту можно и нужно – иногда компания соглашается на возмещение ущерба еще до суда. Поставщики ОСАГО, отказывая в выплатах, часто рассчитывают на неосведомленность клиента, поэтому даже сбор необходимых для суда документов может побудить их удовлетворить ваши требования. Главное в этой ситуации — действовать быстро и настойчиво.
№1. Мотивация отказа
Обязательно потребуйте письменный отказ – он понадобится, если дело дойдет до суда. На практике, одного требования иногда оказывается достаточно, чтобы страховая совершила выплату.
№2. Жалоба
Если причина отказа сомнительна и противоречит правилам, следует оформить жалобу на компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Центральный банк (ЦБ). В таком случае процесс пойдет быстрее, чем через судебную систему, и не потребует дополнительных издержек.
В первую очередь, стоит обращаться именно в ЦБ: подать заявление можно, отправив заказное письмо с уведомлением по адресу 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России; онлайн через портал ЦБ лично по адресу Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.
№3. Досудебная претензия
Если жалоба в РСА и ЦБ не дала желаемого результата, нужно подать досудебную претензию в страховую компанию.
В претензии обязательно указывается:
· название страховой компании, ее юридический и фактический адрес, а также сведения о ее руководителе (ФИО);
· реквизиты заявителя (ФИО, место жительства);
· краткое описание обстоятельств ДТП, а также номер вашего страхового полиса;
· точный список тех требований, которые вы предъявляете к компании-страховщику.
· Обстоятельства, которые послужили основаниями для обращения – отказ в выплате (при этом будет правильно сослаться на нормы действующего законодательства);
· Фамилия заявителя, подпись и дата подачи вашей претензии.
Комплект документов (оригиналы или заверенные у нотариуса копии):
· Свидетельство регистрации и данные юридического лица;
· Доверенность, если подает документы представитель;
· Бумаги, свидетельствующие о нахождении авто в собственности;
· Документы из ГИБДД о ДТП (справка, протокол и т.д.) или извещение;
· Страховой полис и договор;
Обязательно получите подтверждение из страховой компании о том, что ваша претензия была принята.
№5. Суд
Если страховая в течение 10 рабочих дней присылает отказ в ответ на претензию или не отвечает совсем, составляйте судебный иск. Правильнее всего будет предоставить эту работу опытному юристу – штатному сотруднику или посреднику из юридической фирмы. В случае удовлетворения ваших требований, судебные издержки покроет страховая.
Если у вас возникли вопросы по возмещению ущерба по полису ОСАГО, вы можете обратиться к специалистам МониторингАвто !
Источник: